Экономика Экономика

Жителям Латвии остался один вариант: собирать чемоданы и уезжать

Источник изображения: airplaneticket.ir
 

Правительство рапортует о росте латвийского ВВП, тем самым указывая на рост экономики Латвии. В это же время «Латвийская железная дорога» объявляет об увольнении полутора тысяч сотрудников, а по всем видам транспорта наблюдается падение перевозок. Действительно ли латвийская экономика растет, чего ожидать населению страны в 2020 году и что может произойти с латвийской экономикой в ближайшем будущем, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказала экономист из Латвии Евгения ЗАЙЦЕВА.

— Г-жа Зайцева, чего, по Вашему мнению, следует ожидать латвийской экономике в наступившем 2020 году?

— В отличие от официального мнения по поводу роста латвийской экономики, мое мнение противоположное. Роста экономики в стране нет и не будет. Наоборот, ныне существуют все признаки сокращения объемов экономики, то есть налицо приближение кризиса.

Подтверждение моих слов — это недавнее объявление «Латвийской железной дороги» о сокращении полутора тысяч работников; причина названа открытым текстом — сокращение грузовых перевозок.

Железнодорожные грузовые перевозки, а также поставки в порты являются основой нашего транзитного бизнеса, а они уже в прошлом году стали резко сокращаться. И как бы ни хорохорились представители портов, говоря даже о каком-то увеличении грузоперевозок, этого увеличения нет — «Латвийская железная дорога» четко об этом сказала.

В свою очередь, Россия в нынешнем году объявила о готовности доплачивать своим предпринимателям, чтобы они перевозили грузы, в том числе и «грязные» грузы, которые шли через Латвию (уголь и минеральные удобрения), через российские порты — Усть-Лугу и Приморск.

То есть латвийские порты в лучшем случае могут рассчитывать на часть белорусских грузов, возможно, казахские грузы и, может быть, китайские.

Однако Китай построил свой логистический центр в Белоруссии, также там построили железную дорогу, которая идет напрямую в Санкт-Петербург, не проходя по территории Латвии. Так что Китай, конечно, может что-то посылать в Латвию, но так как «цена вопроса» у нас выше, то я не думаю, что это будут очень большие объемы.

В связи с этим жизнь в портах станет замирать, а с ней будет сокращаться и латвийская экономика.

— Может быть, в каких-то других сферах возможен некоторый рост?

— Нет. Мы видим, что сокращаются и перевозки автомобильным транспортом. Кроме этого, Евросоюз потребовал, чтобы заработную плату водителям фур выплачивали по уровню той страны, где они производят автоперевозки. Это сразу же снизит конкурентоспособность нашего бизнеса, если вообще не убьет его.

Также ничего хорошего нет и в дорожном строительстве. Как бывший премьер Валдис Домбровскис в рамках своей «истории успеха» сократил финансирование дорожного строительства из личных денег Латвии, так оно и осталось. Пока средства на дороги идут в основном за счет евроденег, и в этом году они еще будут.

Какой-то рост экономки это даст, ведь наша экономика стала настолько маленькой, что даже один проект может обеспечить ее подъем на весьма заметные статистические показатели.

Однако в строительстве Rail Baltica я не вижу никаких перспектив. Там идет сознательная промывка мозгов населению. Указывается, что будут строить ответвление от центра Риги, где находится железнодорожный вокзал, до аэропорта. Но это обман — ведь по проекту сама магистраль Rail Baltica в Ригу не заходит, и если мы хотим построить, причем стопроцентно за счет денег Латвии, дорогу на аэропорт, то эту линию придется тянуть до основной магистрали.

Правда, непонятно, где ее строить, да и пассажиропотоков, запланированных под это движение, нет и не будет. В связи с этим большой проект, связанный с электрификацией железных дорог, тоже из серии фантазии. Зачем вкладывать деньги в изначально убыточное мероприятие?

Поэтому в принципе каких-то предпосылок к подъему экономики нет, и правительству Кришьяниса Кариньша в этом году придется задуматься о сокращении раздутых штатов госаппарата — это один из немногих вариантов, где найти деньги.

Конечно, можно остановить проект постройки ответвления Rail Baltica на аэропорт, электрификации железной дороги и планируемую покупку новых электропоездов. Это все заведомо убыточные проекты, которые никогда не окупятся, и Латвия не может себе позволить их софинансировать, особенно в свете сокращения реального сектора экономики, о котором я говорила.

— По Вашему мнению, на чем тогда основаны оптимистические высказывания о росте экономики со стороны официальных лиц?

— Скорее всего, на мифическом восприятии показателей ВВП. Наши чиновники привыкли смотреть на цифры, но они не понимают, что ВВП совершенно не отражает фактор роста. Об этом еще два года назад было сказано в докладе Римского клуба.

Кроме этого, правительству все же следует говорить, что все в порядке, они же не могут говорить, что все плохо, да и эксперты, работающие на государство, не могут официально заявить такое.

Другое дело, что они обязаны лично премьер-министру говорить о том, как ситуация обстоит на самом деле, что она совсем далека до идеала. И в связи с этим нужно принимать меры, иначе будет поздно.

— Правительство задумало провести еще одну налоговую реформу. Судя по всему, дополнительные средства решили найти у населения, но удастся ли, на Ваш взгляд, поднять собираемость налогов?

— Да, главная схема работы правительства — это попытка увеличить сбор налоговых поступлений. Ведь зарабатывать на том, чтобы не тратить государственные деньги, у нас не умеют. К сожалению, этому власти за 30 лет так и не научились.

Есть в экономике такое понятие — доход в виде непотраченных денег, что очень хорошо понимали в Литве в начале 1990-х. У нас же опять будут искать по сусекам, где еще что-то выжать.

Однако налоговая база — количество налогоплательщиков — сжимается как шагреневая кожа, так что сколько в итоге получится дополнительных средств, это очень большой вопрос.

Конечно, есть варианты, как можно увеличить сбор налогов, чтобы он не бил по налогоплательщикам, но для этого нужно поменять мышление. Например, планы снизить ставку налога на добавленную стоимость для общепита — хорошие и разумные, но при этом я не слышу, как будет осуществляться контроль.

Я давно размышляла, что если снизить ставку НДС на продовольствие, как во многих странах Евросоюза, эффект для населения будет положительным. Также это принесет выгоду государству в виде увеличения сбора налогов. Но нужен жесткий контрольный механизм перехода к пониженной ставке, иначе вся разница осядет в кармане владельцев бизнеса и снижение цен будет достаточно фиктивным.

Технические возможности для этого есть, но понимания и желания этого делать, похоже, нет.

Чиновники не понимают, что принятие новых правил Кабинета министров или поправок к законам не означает, что механизм будет работать.

В связи с этим, если не будет контроля, цена в общепите из-за снижения НДС не упадет или упадет максимум на 1–2%, хотя должна будет на 10–12% — то есть на столько, насколько должна быть снижена ставка.

Кроме этого, беда Латвии в другом. Люди уже «звереют» и не хотят платить налоги, как бы их ни заставляли.

Они уже настолько затянули пояса, что я не знаю, остались ли там еще дырочки, или надо новые прокалывать.

Да и система, где один надсмотрщик стоит над одним работником, никогда не работала. Так что остается один вариант — сокращать госаппарат, чтобы люди видели: их деньги не тратятся непонятно куда. Правда, будет ли принят этот вариант, я не знаю, ведь у нас госаппарат — это в том числе и серьезный ресурс для правящих партий на выборах.

— В таком случае, чего ожидать населению в нынешнем году?

— Собирать чемоданы и готовиться к отъезду.

Я уже сейчас наблюдаю, что люди теряют веру в страну. При том, что ожидается мировой финансовый кризис, который явно очень сильно ударит по Латвии.

Поэтому вариант только один — ехать туда, где лучше.

В связи с Брекситом народ не будет массово уезжать в Великобританию, но в Евросоюзе есть и другие страны с сильной экономикой — та же Германия, где еще пока есть работа. Правда, в свете грядущего финансового кризиса проблемы могут быть и там, но они однозначно будут не такими, как в Латвии.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Читайте также
Независимость страшнее оккупации: Украина потеряла почти треть населения
27 января
В Сети продолжают обсуждать данные электронной переписи населения, которые опубликовали в украинском правительстве. Если верить Кабмину, по состоянию на 1 декабря 2019 года на Украине физически находилось чуть более 37 миллионов человек.
Литва разглядела в Японии нового спонсора «окончательного разрыва» с Россией
28 января
В администрации президента Литвы сообщили, что Япония интересуется финансированием железной дороги Rail Baltica.
В Латвии рассчитывают на конфликт Беларуси и России
28 января
Россия решила значительно сократить использование латвийских портов, и это больно бьет по экономике республики. Последняя надежда транзитной отрасли Латвии — Беларусь.
В Латвии пригрозили увольнением каждому третьему дорожному строителю
27 января
Срыв Плана национального развития Латвии на текущий год приведет к массовым увольнениям работников дорожного строительства. Предполагаемые инвестиции в данную отрасль сократятся в четыре раза, сообщил председатель дорожно-строительной компании Latvijas ceļu būvētājs Андрис Берзиньш.
Обсуждение ()
Новости партнёров