Культура Культура

История одной елки: как Рига создала главную традицию Нового года и Рождества

Источник изображения: bisquit-mag.ru
0  

Кто из нас представляет Новый год без украшенной елки, главного атрибута всех зимних праздников? Практически в каждом доме на эти праздники появляется зеленая красавица с игрушками и гирляндами. Откуда взялась традиция украшать на Рождество и Новый год елку, доподлинно неизвестно, зато точно установлено первое летописное упоминание о рождественской ели: Рига, 1510 год.

Изначально елка подготавливалась не к Новому году, а к Рождеству. Традиция эта возникла в средневековых германских городах и не так давно. Вообще-то елка — это условное название; часто вместо привычной ели могли использоваться другие хвойные деревья, например, сосна или пихта. Впрочем, предлагаем обратиться к еще более раннему этапу истории.

Предполагается, что первоначальная традиция украшения деревьев к праздникам была связана со встречей мая. Тогда это было даже не дерево, а просто высокий столб, возвышавшийся посреди главной (торговой или ратушной) площади города. Он украшался специально к наступлению мая, символизируя возрождение года и торжество добра. Установка столба происходила сразу же после Вальпургиевой ночи, когда колдовские силы отправляются на шабаш.

С начала мая наступало время правления Доброй Богини, в честь которой наряжали дерево или столб. Вокруг разворачивались масштабные народные гуляния.

Кстати, порой это майское дерево похищали, а горожане должны были поучаствовать в своеобразном квесте, чтобы его найти и утвердить силы добра.

Фото: tourister.ruФото: tourister.ru

Но со временем средневековая европейская традиция все более склонялась к украшению деревьев зимой. У некоторых народов, например, у кельтов, часто использовалась омела, ставшая одним из знаков англо-саксонской культуры.

А вот к Рождеству Христову деревья стали украшать не сразу. Непосредственно в Библии нет указаний на какое-либо праздничное дерево, однако в Евангелии от Иоанна имеется упоминание о том, что во время входа Господа в Иерусалим народ радостно приветствовал Спасителя ветвями финиковой пальмы. Это частичная отсылка к иудаистической традиции использовать молодые нераскрывшиеся листья пальмы (лулав) в религиозных ритуалах.

Фото: Воскресная школаФото: Воскресная школа

Вероятно, это указание из Нового Завета со временем послужило основой для появления особого дерева на главных площадях средневековых городов. Впрочем, некоторые исследователи считают, что поводом для установления первых елок стала ветхозаветная история о грехопадении, когда Адам и Ева поддались искушению и вкусили запретный плод с райского древа.

Ель в рождественские дни как будто должна была напоминать бюргерам о первородном грехе, поэтому ее ветви было принято украшать яблоками.

Еще одна легенда, весьма распространенная в Германии, рассказывает о том, как Святой Бонифаций приучил своих соотечественников перестать поклоняться дубу Одина, то есть отказаться от языческих обрядов, и предложил им вечнозеленую ель, спрятавшуюся под ветвями рухнувшего дуба, как символ бессмертия. Германцы с радостью приняли это предложение.

Вигго Юхансен «Светлое Рождество», 1891 г. / Фото: wikimedia.orgВигго Юхансен «Светлое Рождество», 1891 г. / Фото: wikimedia.org

В общем, легенд и версий много, а вопрос один: когда же появилась старейшая в мире рождественская елка, а главное — где? На этот вопрос у нас есть ответ. Правда, прежде нам стоит сделать еще одну оговорку: в средневековых городах поначалу была распространена традиция не устанавливать елку в честь Рождества Христова (которое следовало после дня зимнего солнцестояния), а сжигать.

Большое полено или пень устанавливали в Сочельник и понемногу сжигали в ходе двенадцати дней праздника. Предварительно полено следовало протащить через главную площадь города.

Часто горожане пытались забрать себе кусочек дерева, который, как представлялось, привлечет в дом удачу и убережет от пожара.

Французы до сих пор отмечают Рождество по такому ритуалу — праздничное полено у них называется la bûche de Noël, то есть «рождественский чурбан». У южных славян такое полено называется «бадняк», а скандинавы используют слово jul, которое часто служит местным названием Рождества.

Сегодня полено — сладкое угощение к праздничному столу / Фото: 53news.ruСегодня полено — сладкое угощение к праздничному столу / Фото: 53news.ru

Как свидетельствуют исторические данные, в Риге, которая тоже была средневековым городом, где царили немецкие порядки, из года в год, отмечая Рождество Христово, сжигали специальное полено. И только в 1510 году в результате удивительного стечения обстоятельств ничего не сгорело.

На день зимнего солнцестояния члены Братства Черноголовых (торгово-религиозной общественной организации, занимавшейся в том числе устроением главных городских праздников) отправились в окрестный лес и выбрали ель для совершения традиционного ритуала — сжигания полена на берегу Западной Двины. Положили большую лесную красавицу прямо посреди Ратушной площади и на минуту отвлеклись на свои дела.

Елку, предназначенную для разрубания и сжигания, увидели веселившиеся поодаль дети. Пышная, пахнувшая свежим зимним лесом, она производила магическое впечатление. Ребятня сразу же принялась украшать елку — кто-то повесил цветные нити, кто-то принес деревянные поделки, кто-то навесил митенки. И когда Черноголовые вернулись, они увидели богато наряженную ель, сжигать которую было бы грешно. Тогда кто-то из старейшин этого влиятельного сообщества принял решение установить ель посреди Ратушной площади.

Так средневековым рижанам был подарен яркий праздник. А в официальной документации братства Черноголовых сохранилось упоминание об этом событии, которое относится к самому началу XVI столетия.

Ни в одной европейской хронике того периода не найти описания подобного случая. Об этом же чуть позже говорит и известный прибалтийско-немецкий хронист Бальтазар Руссов, автор «Хроники провинции Ливонии». И уже значительно позже историю о рождении рижской рождественской елки рассказывает выдающийся писатель и просветитель Гарлиб Меркель.

Рождественская елка на Ратушной площади Риги, перед Домом Черноголовых / Фото: kazanreporter.ruРождественская елка на Ратушной площади Риги, перед Домом Черноголовых / Фото: kazanreporter.ru

Итак, 1510 год — год, когда впервые в письменных источниках упоминается факт установки и украшения первой в истории мира рождественской ели. В числе экспонатов Музея истории Риги и мореходства, примыкающего к Домскому собору, под бронированным стеклом лежит пара первых украшений с праздничного дерева.

Конечно, дети бюргеров, украшающие елку, — это красивая легенда, а с другой стороны, первопричин и вправду может быть много: это и приветствие Христа листьями финиковой пальмы, и напоминание о райском древе, и влияние истории о Святом Бонифации.

Главное — чудо свершилось, и елку, приговоренную к сожжению, поставили и украсили на радость средневековым рижанам.

Правда, после празднества дерево все равно было сожжено, так как огонь символизирует возрождение и победу добрых сил. Уцелели лишь те несколько украшений, которые можно увидеть в экспозиции рижского музея.

Фото: culture.ruФото: culture.ru

Затем представители протестантских общин начали рассказывать истории о том, что впервые у себя дома украшенную елку установил Мартин Лютер, как бы сопротивляясь традиции сжигания полена, распространенной у католиков. Упоминания о массовой установке домашних елок под Новый год на самом деле зафиксированы в документах Эльзаса — но ровно через век после того, как в источниках впервые упоминается рижская елка.

В России же традиция «украшать столицу (тогда еще Москву) хвоей» зародилась только в 1699 году, когда по приказу Петра Первого было установлено вести отсчет нового года не с сотворения мира, а с Рождества Христова.

В указе предписывалось следующее: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе».

Вскоре во всей Российской империи распространился обычай наряжать елку к Рождеству Христову.

А название «новогодняя елка» прижилось уже в 1930-е годы в СССР. Эти традиции были заложены советским государственным деятелем Павлом Постышевым к 1935 году, скорее всего, при активном содействии Иосифа Сталина. Так в жизни советских граждан появился праздник Новый год, и елка в обиходе стала называться новогодней.

Фото: staticflickr.comФото: staticflickr.com

В современной Риге на каменной плите звездчатой формы на восьми языках присутствует упоминание о первой новогодней (!) елке, хотя на самом деле она в 1510 году была именно рождественской. Впрочем, это не так существенно: главное, что это прекрасное дерево — и неважно, естественное или искусственное — приносит праздник в дом. Под ней дети находят подарки от доброго и щедрого Деда Мороза, который каждый год неизменно приходит в каждую семью и дарит чудо.

С Новым 2019 годом!
Читайте также
Полицейские предложили жительнице Риги «валить из Латвии» из-за незнания госязыка
20 декабря 2018
Латвийские полицейские, приехавшие по вызову старосты дома в Риге, нагрубили ей из-за незнания государственного языка и предложили «валить» из страны.
Столетие без правительства и борьба с русскими: итоги 2018 года в Латвии
27 декабря 2018
Уходящий 2018 год — юбилейный год независимости Латвии, в котором столетие страны стало точкой фиксации исчезновения латышской нации как таковой.
Рождество в Прибалтике: чем порадуют праздничные Рига, Вильнюс и Таллин
24 декабря 2018
Зимние праздники стремительно приближаются, а европейское Рождество уже у нас пороге. Если вы задумали посетить Прибалтику в дни католических рождественских торжеств и новогодних каникул, портал RuBaltic.Ru предлагает экскурсию по ярморочным Риге, Вильнюсу и Таллину.
Националисты из Рижской думы пожаловались на новогодние утренники на русском
21 декабря 2018
Члены фракции Нацобъединения «Всё для Латвии!» — «Отечеству и свободе/ДННЛ» в Рижской думе пожаловались в Центр государственного языка (ЦГЯ) на проведение новогодних мероприятий на русском языке.
Обсуждение ()
Новости партнёров
Загрузка...