Культура Культура

Из русофобов в «ватники»: латвийский режиссер-националист возмечтал об овациях Москвы

Источник изображения: lsm.lv
0  

Показательная история разворачивается сейчас вокруг латвийского театрального режиссера Алвиса Херманиса. Пять лет назад Херманису был запрещен въезд в Россию за многочисленные антироссийские и русофобские заявления. Теперь режиссер ставит спектакль о Горбачеве, мечтает попасть в Москву на премьеру… и ради этого рассыпается в славословиях русскому языку и культуре. Метаморфозы Херманиса — это модель отношения к восточному соседу стран Балтии, которые хотят свободно ненавидеть Россию и одновременно на ней зарабатывать.

Алвис Херманис — тот уникальный типаж публичного деятеля, который ненавидит Россию и русских за их же счет. Режиссер сделал себе имя в театральном мире благодаря России, зарабатывал в России и на России. И он же, живя со спектаклей, поставленных на гранты Минкульта России, поливал ее помоями.

Херманис заявлял, что Россия использует «мягкую силу», чтобы снова оккупировать Латвию. Говорил, что творческие люди, работающие в России, — часть системы, даже если на словах они против Кремля. Наконец, называл Россию «болезнью всего международного сообщества».

Подобные эскапады продолжались многие годы и в конце концов довели человека искусства до запрета на въезд в Россию, чему Херманис несказанно удивился, ведь в России все эти годы он успешно делал карьеру.

В Москве режиссер ставил спектакли, имевшие успех и у театральных критиков, и у столичной публики. В 2010 году его постановка «Рассказы Шукшина» получила главную российскую театральную премию «Золотая маска» в номинации «Лучший драматический спектакль большой формы».

Уже после объявления Херманиса персоной нон-грата «Рассказы Шукшина» посетил президент России Владимир Путин, которого постановщик называл «врагом номер один русского народа». После просмотра «Рассказов Шукшина» Путин взял слово и поблагодарил режиссера и артистов, которые «под стать этому гениальному автору».

Видимо, латвийский деятель настолько ошалел от этого невероятного российского либерализма, что решил: он может позволить себе все, и ничего ему за это не будет.

В отношении русских Латвии Херманис дошел до откровенного разжигания ненависти, за которое в более цивилизованной стране его бы привлекли по уголовной статье.

Модный театральный режиссер самозабвенно выискивал русскую «пятую колонну» в стране. Он объявлял предателями всех, кто выступает за придание русскому языку официального статуса в Латвии. Высказывался за введение избирательного ценза, чтобы лишить права голоса тех, кто не голосует за латышские партии.

Доставалось от него и национально несознательным соплеменникам. Херманис сравнивал с проститутками престарелых латышских тетушек, которые предают свою чистую кровь и голосуют за русского Нила Ушакова только за то, что тот сделал им бесплатный проезд в рижском трамвае.

Для Латвии подобные речи ненависти в порядке вещей, и Херманису за это ничего не было. Россия в конце концов внесла национально озабоченного деятеля в «черный список», однако и с Москвой у ультраправого режиссера связи не оборвались.

Сегодня Алвис Херманис работает в Театре наций с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой над спектаклем о первом и последнем президенте СССР Михаиле Горбачеве. Российский либерализм по-прежнему зашкаливает: можно представить, какой спектакль про Горбачева поставит в самом модном театре Москве патентованный националист из страны, в числе первых побежавшей из СССР.

Представим, что в Риге ставят спектакль о героях Интерфронта, боровшихся против выхода Латвии из состава великой страны. Не получается? То-то. Обратная ситуация в Москве — пожалуйста.

При этом Алвису Херманису мало того, что в самом сердце «Мордора» будет идти его постановка. Режиссер, судя по его поведению, отчаянно хочет присутствовать на премьере.

Ради того, чтобы попасть в Москву, убежденный националист на глазах у изумленной публики «переобувается в прыжке» и начинает рассказывать, как он на самом деле любит Россию и русских.

«Есть такие ученые, которые считают, что человек — это биоробот. Человек, конечно, очень плохой биоробот. У него слишком большой процент ошибок, слишком высокий коэффициент иррациональности, эмоциональности. Так вот, по-моему, русский человек — это особенно плохой биоробот. И это объясняет популярность русской классики на Западе. Потому что западный театр традиционно настроен на то, чтобы лечить общество, улучшать его жизнь. В России театр всегда был совсем для другого — для того, чтобы исследовать человеческую душу», — рассказывает теперь Алвис Херманис.

Всего несколько месяцев назад режиссер открыто говорил, что он латышский националист, что гордится этим, что латыши должны бороться за свои идентичность, язык и культуру (в переводе с языка латышского национализма это значит "бороться против русской идентичности, языка и культуры"). Теперь же Херманис приходит на встречу с русскоязычными театралами в рижский Русский театр и открывает там проект «Русская литература в театре».

Неужели эта молниеносная смена убеждений вызвана тем, что в следующем театральном сезоне у худрука Нового рижского театра премьера в Москве, тогда же истекает срок пятилетнего запрета на въезд в Россию, и режиссеру очень хочется увидеть триумф своего спектакля и очень не хочется, чтобы ему продлили запрет?

Казус Алвиса Херманиса показателен. Сколько таких прибалтийских «патриотов» плюются русофобией с утра до ночи, но стоит возникнуть из-за этого угрозе их шкурным интересам, начинают оглядываться и твердить: знаете, все это говорилось для внутренней аудитории, а на самом деле я так люблю русский язык и русскую культуру, какое вам дело до нашего русского быдла… может, договоримся?

Обычно такое начинают говорить, когда оказываются недоступны деньги и личное потребление. Специфика Херманиса в том, что для него недоступным оказалось символическое потребление — восхищение публики, аплодисменты и крики «браво!»

Для человека искусства это будет поважнее денег. Поэтому, чтобы снова пользоваться либерализмом культурной метрополии и морщиться на «немытую Россию» в компании фрондирующих московских снобов, катая при этом во рту клубничку с шампанским после премьеры своего спектакля о Горбачеве, незазорно на время переодеться из русофобов в «ватники».

Читайте также
«Троянского коня» Литвы в Совете Европы вернули в стойло
29 марта
Бывший премьер-министр Литвы, «ландсбергист» Андрюс Кубилюс выбыл из борьбы за пост генерального секретаря Совета Европы. Почему Литва решила, что сможет навязать европейцам эту изначально непроходную кандидатуру, неясно.
Евродепутат призвал защитить русские школы Латвии от националистов
29 марта
Русскоязычные Латвии не должны останавливаться в борьбе с ликвидацией обучения на родном языке, заявил аналитическому порталу RuBaltic.Ru сопредседатель партии «Русский союз Латвии» (РСЛ), евродепутат Мирослав Митрофанов.
Борьба за русские школы продолжается: второе вселатвийское родительское собрание
1 апреля
В субботу 30 марта в Риге прошло второе Вселатвийское родительское собрание, посвященное борьбе против перевода средних школ на латышский язык. В дискуссии приняли участие несколько сотен человек из разных городов Латвии.
В Риге проходит Вселатвийское родительское собрание
30 марта
В Риге проходит Вселатвийское родительское собрание — мероприятие в поддержку русскоязычного обучения в Латвии.
Обсуждение ()
Новости партнёров
Загрузка...