×
История История

«О светлом Царстве возвещает нам»: в России и Беларуси празднуют Преображение Господне

Источник изображения: s.poembook.ru

19 августа в России и Беларуси отмечают один из важнейших православных праздников в году — Преображение Господне. Подобные праздники способствуют сближению и истово верующих, и людей, которые чувствуют причастность или просто испытывают интерес и уважение к христианской культуре. Поэтому их значение особенно велико в настоящее время, когда различные политические силы стремятся посеять раздор между братскими восточнославянскими народами. Каковы же истоки происхождения и традиции празднества?

Для русского и белорусского народов вековой базовой составляющей культуры является православная вера. В ХХ столетии православие, как и другие конфессии в период господства атеистической идеологии, переживало нелегкий период своей истории, утратив ту роль в обществе, которую оно играло в дореволюционной России. Однако можно сказать, что за последние полвека православие и на русской, и на белорусской земле переживает свое возрождение.

Так, в 1988 году в Беларуси действовало 369 православных церквей, а в настоящее время — более 1200. Многие храмы, как, например, один из крупнейших в Беларуси — кафедральный Спасо-Преображенский собор в Могилеве, — были построены с нуля.

Свою помощь в возведении храмов оказали и российские мастера, которыми были изготовлены купола и колокола для многих белорусских церквей.

Растет и количество епархий Белорусской православной церкви: из 15, существующих в настоящее время, четыре были созданы в последние семь лет. Образование новых епархий способствует развитию храмостроительства, просветительских, молодежных, благотворительных проектов на местах.

В 1989 году на территории БССР действовало 477 православных приходов. Сегодня же в Беларуси насчитывается более 1600 православных приходов, около 1200 церквей, 35 монастырей. Действуют Минская духовная академия, Минская и Витебская духовные семинарии, Минское, Оршанское, Слонимское и Витебское женские духовные училища, а также Институт теологии в Белорусском государственном университете.

Важным событием стало учреждение в октябре 1989 года Белорусского Экзархата, который также именуется Белорусской Православной Церковью.

БПЦ сохранила историческое единство с РПЦ, но обладает при этом определенной административной самостоятельностью и управляется Синодом, который состоит из Патриаршего Экзарха всея Беларуси и всех правящих архиереев Экзархата.

19 августа — Преображение Господне

19 августа Русская православная церковь празднует Преображение Господне. Это один из двунадесятых, 12 важнейших, кроме Пасхи, православных праздников в году. Они занимают уникальное место, так как их знают и любят не только воцерковленные люди, но и те, кто хоть и не посещает храм регулярно, но относит себя к православным, уважая православную культуру.

В Беларуси с 19 по 26 августа 2022 года пройдет большой крестный ход из Успенского Жировичского монастыря в столичный Свято-Духов кафедральный собор к Минской иконе Божией Матери. Маршрут будет пролегать через 4 епархии и 18 храмов, паломники за восемь дней пройдут 250 км. Крестный ход начнется 19 августа, на Преображение Господне, и завершится 26 августа торжественным шествием по Минску.

Зачастую именно с участия в таких празднествах начинается серьезный интерес к православной вере, знакомство с ее вероучением.

Библейской основой этого праздника является событие, описание которого содержится в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. В них повествуется, как Иисус Христос взял Петра, Иакова и Иоанна, своих ближайших и самых доверенных учеников, которые всегда были с ним в наиболее торжественные и важные моменты его земной жизни, и возвел их «на гору высокую одних». В Евангелиях не содержится название этой горы, но древнее христианское предание свидетельствует, что это была гора Фавор в Галилее.

Целью восхождения на гору была молитва, во время которой апостолы задремали, а когда они очнулись, то увидели, что Христос преобразился перед ними: «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить», а «лицо Его просияло, как солнце». При этом ученики увидели ветхозаветных пророков Моисея и Илию, беседовавших с Христом.  Пылкий Петр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!» Когда он еще говорил, их объяло облако, из которого раздался голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Апостолы сохранили это событие в тайне и никому тогда не рассказали о том, что видели.

Богословский смысл праздника

Как отмечает известный современный проповедник и миссионер протоиерей Андрей Ткачев, «это событие учит нас тому, в Кого же мы, собственно, верим, Кого называем Спасителем. Это не просто Человек и Учитель. Это Бог пророков, Податель Закона, сладчайший Собеседник древних праведников, вечное сияние славы Отца, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного. Это Тот, Кто выше Моисея. Тот, Кому предстоит Илия. Он — Свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир. И будущую надежду проясняет фаворское сияние, и о будущем светлом Царстве возвещает нам».

Традиция празднования этого события в православии достаточно древняя: до нас дошли посвященные ему слова святых отцов, датированные V веком.

В отличие от Православной церкви, где Преображение имеет статус двунадесятого Господского (посвященного Господу) праздника, на католическом Западе его ранг ниже, он соответствует праздникам в честь апостолов и евангелистов. Также учение о таинственном «фаворском свете», которым Христос просиял в этот день на горе Фавор, стало очень важным именно для православного богословия и философии.

Надо сказать, что и сам праздник Преображения стал повсеместно отмечаться на Западе достаточно поздно — только с XV века, решением папы Каликста III.  

Литовский философ и богослов Антанас Мацейна так комментировал эти различия: «Основа возникновения праздника на Востоке — богословская: это размышления писателей и отцов Греческой Церкви о Боге как о Свете, Который сияет в глубинах бытия, и поэтому человек может не только Его ощущать, но иногда даже ясно видеть. На Западе же стимул к его празднованию носил общественный характер».

«Яблочный Спас»

Но и на востоке Европы праздник Преображения Господня не только был наполнен глубоким богословским осмыслением, но и носил довольно яркий «общественный характер».

В народной традиции восточных славян Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. Народное название праздник приобрел по причине того, что, согласно богослужебному уставу, зафиксированному в книге «Типикон», в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды.

В России и Беларуси в связи с климатическими особенностями главным плодом, который освящается в этот день, стал не виноград, а яблоки, что и дало народное название этому празднику – «Яблочный Спас», где «Спас» — Спаситель, так как праздник посвящен Иисусу Христу.

Однако такое народно-фольклорное название с переносом смысла праздника только в практическую плоскость критикуется священниками, ведь в центре внимания в этот день должны быть совсем не яблоки.

Надо отметить, что в самом тексте молитвы, которую священник читает в этот день, есть такие слова: «Ты, с любовью принявший посильное приношение вдовы, прими и ныне от Твоего раба (ими) принесенное Тебе, которое удостой принять в Твою вечную сокровищницу, а принесшему даруй все для него полезное и обилие земных благ».

Как видим, молитва содержит в первую очередь благословение человека, принесшего плоды нового урожая.

А для наших предков, не покупавших яблоки в магазине, а выращивавших их своими руками, важно было, чтобы благословение получили результаты их труда, они хотели поблагодарить Бога за урожай. Поэтому, принося яблоки и виноград в храм, не будем забывать о главных смыслах этого торжества. 

Преображенские храмы

Зримым выражением почитания праздника Преображения Господня стали Преображенские храмы. Много их и в России, и в Беларуси.

Один из самых больших белорусских православных храмов — кафедральный Спасо-Преображенский собор в Могилеве, освященный в 2015 году. Строительство храма поддерживала вся Беларусь, от президента до простых жителей, каждый мог пожертвовать «именной кирпич» на строительство собора. Таких именных кирпичей в стенах собора — тысячи. Купола для собора в Могилеве изготовили на военном заводе в Челябинске.

Кроме того, наиболее выразительным памятником оборонно-культовой архитектуры Ренессанса является собор Преображения Господня в Заславле (XVI век). Храм считается вторым кафедральным собором Минской епархии. В Полоцке сохранилась уникальная Преображенская церковь, построенная в середине 1150-х годов. Одним из старейших храмов Гомеля тоже был Преображенский; сейчас приход находится в современном здании.

Одной из визитных карточек русской народной архитектуры стала прекрасная Преображенская церковь в Кижах, в Петербурге есть Спасо-Преображенский собор — памятник отечественного классицизма.

Старинные Преображенские храмы и соборы украшают Тамбов и Углич, Хабаровск и Ярославль, многие другие города. Также Спасо-Преображенский кафедральный собор Донецка является главным храмом Донецкой народной республики и Донецкой епархии.

Широкая популярность праздника в России и Беларуси, схожесть народных обычаев служат примером тесных культурных связей между нашими народами, подчеркивая общность истории русских и белорусов. А это особенно важно в современной обстановке, когда существуют тенденции вносить расколы и вражду между восточнославянскими народами в различных сферах, в том числе религиозной и культурной.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Школы, заводы, космодромы: Беларуси выгодно сотрудничать с Россией в строительной отрасли
14 августа
14 августа каждый пятнадцатый житель Беларуси будет отмечать свой профессиональный праздник: именно на эту дату в 2022 году выпал День строителя. Архитектурно-строительная деятельность — важная составляющая белорусской экономики, на которую в разные годы приходилось от 5 до 10% ВВП страны. Сейчас в развитии строительной отрасли Беларуси начинается новый этап. Ее представители резко наращивают экспорт своих услуг, и ведущую роль в данном процессе играет сотрудничество с Российской Федерацией.
Город без прошлого: на Украине готовят «ликвидацию» истории Одессы
15 августа
Киевский режим готовится к полному культурному уничтожению одного из самых русских среди подконтрольных ему городов. Марионеточные «общественные организации» потребовали сноса памятников Александру Пушкину, Льву Толстому и Максиму Горькому в Одессе. Похоже, официальный Киев проверяет местных жителей на прочность и готовится унизить их, чтобы затем превратить в манкуртов.
Медовый спас — всему час: в России и Беларуси отмечают общий православный праздник
13 августа
Для укрепления исторических связей братских государств России и Беларуси необходимым становится обращение к фундаментальным ценностям, заложившим основы их национального самосознания. Такой неотъемлемой частью общего культурно-цивилизационного кода является православная вера. В этой связи все больше возрастает значение отмечания календарных церковных праздников, одним из которых является Медовый Спас.
В Киеве сняли мемориальную доску Михаилу Булгакову со стены филологического института
15 августа
Со стены здания Института филологии Киевского национального университета им. Шевченко демонтировали мемориальную доску русскому писателю Михаилу Булгакову.