×
Политика Политика

Литва строит из себя «старшего брата» Беларуси

Источник изображения: https://www.washingtontimes.com

Литва и Беларусь вступили в новый раунд дипломатического противостояния. Поводом к нему стало недавнее интервью министра иностранных дел Литвы Линаса Линкявичюса белорусскому порталу TUT.BY, в котором глава литовского МИД с высоты своего опыта выдал смелые оценки проекту БелАЭС, а также высказался по транзитно-визовой и интеграционной политике Беларуси. Тактика «уколи соседа» уже давно не является чем-то новым в арсенале литовских дипломатов, однако в нынешней политической обстановке заявления Линкявичюса приобретают особенно курьезный характер.

На протяжении долгого времени главным камнем преткновения во взаимодействии двух стран является вопрос о развитии атомной энергетики в Беларуси. Литва по-прежнему отказывается адекватно воспринимать экономические возможности, которые открываются для обеих стран-соседок в связи со строительством станции. Линкявичюс ясно дал понять, что литовская сторона вместо поиска взаимовыгодных решений по энергетическому вопросу будет и дальше «раскручивать» политическую подоплеку проекта Островецкой АЭС. Призывая к диалогу по вопросу строительства станции, Литва сама же ему и препятствует. Вильнюс традиционно усматривает в БелАЭС коварные планы «Росатома» по завоеванию европейского рынка электроэнергетики.

Затронул Линкявичюс и актуальный для граждан обеих стран вопрос об удешевлении виз и упрощении порядка передвижения в приграничной зоне. Планы создания безвизового режима существуют уже более десяти лет. Однако со стороны Вильнюса дело дальше манифестаций на бумаге практически не продвинулось. И здесь литовский министр заявляет, что ключ к решению проблемы находится «в руках Беларуси».

Тем временем белорусская сторона последовательно действует в данном направлении. В частности, в 2017 году была снижена стоимость национальных виз. Действует также безвизовый режим для иностранных граждан в Гродненском и Брестском регионах, благодаря которому гости из Литвы активно используют возможность посетить Беларусь в туристических, деловых и экономических целях.

Ничего подобного с литовской стороны для граждан Беларуси до сих пор так и не было сделано.

Если тема строительства Белорусской АЭС и вопросы визового режима в риторике главы литовского МИД были вполне ожидаемы, то совершенно удивительно выглядят выпады Линкявичюса в адрес соседа по вопросам государственного суверенитета. «Мы хотели бы, чтобы Беларусь была суверенным государством де-факто, не только де-юре, там есть остатки суверенитета», — цитирует слова министра издание.

Линкявичюс в столь провокативной форме недвусмысленно намекает белорусским коллегам на то, что им, как «младшему брату», неплохо бы «подрасти» и подучиться у «старших», то есть у Литвы.

Такая позиция государства, безопасность которого во многом обеспечивается силами НАТО, а правопорядок — подчинен стандартам ЕС, выглядит самоуверенно, если не сказать смешно.

Особенно интересно заявления Линкявичюса о суверенитете выглядят в свете того обстоятельства, что спустя две недели после интервью господин министр вместе со своими коллегами из Латвии и Эстонии просил Джона Болтона, советника президента США по национальной безопасности, усилить дислоцированные в Прибалтике батальоны НАТО военно-морскими силами.

Пока Литва пытается укрепить свой суверенитет силами союзников по Североатлантическому альянсу, «младший брат» спокойно наращивает свой политический и экономический вес.

Минск по-прежнему сохраняет приверженность евразийской интеграции, но, несмотря на это, за последние полгода ему удалось существенно продвинуться в отношениях с Евросоюзом. Неспешный, но уверенный прогресс в экономических связях с западными партнерами отражается и в статистических данных, но еще больше влияет на политическое реноме республики и лично президента Александра Лукашенко. В течение последних шести месяцев белорусский лидер принял Зигмара Габриэля и Мариса Кучинскиса в Минске, а также получил личное приглашение на саммит «Восточного партнерства» ЕС.

Отношения Беларуси и Евросоюза, конечно же, нельзя назвать безоблачными. Однако тот уровень взаимодействия, которого обе стороны достигли к нынешнему моменту, позволяет им вести конструктивный диалог по жизненно важным направлениям политики.

Во многом это стало возможным благодаря признанию европейскими политиками суверенитета Беларуси и важности ее геополитической роли в регионе.

Прямо сейчас в белорусской столице проходит очередной раунд переговоров в рамках инициативы «Минский диалог». По словам министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея, целью диалога является укрепление связей между европейским и евразийским интеграционными проектами.

К сожалению, на данный момент Минск остается едва ли не единственной площадкой для переговоров, которая готова принять у себя представителей всех политических сил, заинтересованных в решении проблем безопасности в Восточной Европе. Об этом свидетельствуют не только заявления главы белорусского МИД, но и состав участников текущего форума. В его работе задействовано более трехсот пятидесяти экспертов и дипломатов из сорока стран. В числе гостей и спикеров фигурирует целый ряд высокопоставленных лиц. Среди них генеральный секретарь ОБСЕ Томас Гремингер, заместитель помощника генерального секретаря НАТО по политическим вопросам Джеймс Аппатурай, экс-генсек ОДКБ (2003–2017) Николай Бордюжа, генеральный директор Совета балтийских государств Майра Мора и экс-председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Кристин Муттонен.

Как показала практика, в вопросах региональной безопасности и развития внешнеэкономических связей с Евросоюзом Беларусь не нуждается в посреднической деятельности Литвы.

Белорусская сторона понимает всю сложность двусторонних отношений с соседкой и потому сама берет на себя ответственность за решение региональных проблем.

В свете этих обстоятельств заявления Линкявичюса выглядят как попытка дестабилизировать взаимодействие ЕАЭС и ЕС и привлечь симпатии западных партнеров на свою сторону. Однако текущая геополитическая обстановка в Европе не на стороне Вильнюса. Конфронтация с Россией и Беларусью, как главным ее союзником, экономически невыгодна самому ЕС. Об этом красноречиво свидетельствует недавний визит Ангелы Меркель в Сочи, подтвердивший приверженность Германии и России совместным проектам и договоренностям по иранской атомной сделке. Стремление отдельных государств ЕС, в частности Италии, к отмене антироссийских санкций также говорит о готовности развивать диалог на всём пространстве Европы.

В сложившейся ситуации конфронтация ЕС и ЕАЭС, частью которого является Беларусь, может быть на руку только США, теряющим контроль над Европой и обеспокоенным потеплением в отношениях крупнейших геополитических игроков Евразийского континента.
Беларуси предстоит долгий путь примирения со своей соседкой. Надежным подспорьем этому могут послужить экономические связи, которые, как показывают последние тенденции, продолжают укрепляться. Тем не менее политические противоречия обеих республик по-прежнему будут нависать дамокловым мечом над двусторонними отношениями. Поучающая Литва льет воду на мельницу чужих интересов и едва ли не в одиночку отыгрывает роль деструктивного элемента в системе Евросоюза. Это обстоятельство требует внимания не только со стороны Беларуси, но и со стороны непосредственных союзников Литвы.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Прибалтика вспомнила о «великой дружбе» с Грузией
29 мая 2018
Президенты Литвы и Латвии и председатель парламента Эстонии прибыли в Тбилиси, чтобы поздравить Грузию со столетием независимости.
Глава МИД Литвы об «убийстве» Бабченко: я не понимаю такие «спецоперации»
31 мая 2018
Литовский министр иностранных дел Линас Линкявичюс назвал «непостижимой» идею инсценировки убийства российского журналиста Аркадия Бабченко в Киеве.
Посольство РФ назвало дискредитирующим литовскую дипломатию форум российской оппозиции
25 мая 2018
Посольство России в Литве раскритиковало завершивший свою работу Вильнюсский российский форум, организуемый МИД республики.
FT узнала о планах ЕК лишить Прибалтику и Польшу до четверти финансирования
29 мая 2018
Литва, Эстония, Венгрия и Чехия могут столкнуться с сокращением финансирования из еврофондов на 24%, Польша — на 23%.
Новости партнёров