×
Политика Политика

Какую роль сыграла Чехия в акциях против Лукашенко

Источник изображения: rmx.news

Президент Беларуси Александр Лукашенко назвал Чехию одним из кукловодов митингов против итогов президентских выборов в республике. По словам белорусского лидера, именно из Чехии происходило управление объединенным штабом оппозиции. О роли Праги в белорусской политике Евросоюза и НАТО аналитический портал RuBaltic.Ru поговорил с экспертом по Чехии, доцентом кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, политологом Вадимом ТРУХАЧЕВЫМ:

— Г-н Трухачев, Александр Лукашенко назвал Чехию первой в списке стран, из которых координировались массовые митинги белорусской оппозиции против итогов президентских выборов. Какие факты дают Лукашенко основания говорить о вмешательстве Чехии во внутреннюю политику Беларуси?

— Александр Григорьевич основывается на той роли, которую Чехия играет уже много лет в белорусских делах. Напомню несколько ключевых эпизодов. Сразу после референдума 1996 года в Беларуси часть несогласных с его итогами политических противников Лукашенко перебралась не только в Литву и Польшу, но и в Чехию по приглашению не нуждающегося в представлении Вацлава Гавела.

Среди тех, кого он принял в своей стране, был писатель Василь Быков, который некоторое время прожил в Чехии. Известно, что Василь Быков в последние годы своей жизни был жестким противником Лукашенко. В Праге долгое время жил бывший кандидат в президенты Беларуси, один из лидеров Белорусского народного фронта Алексей Михалевич.

В настоящее время все более-менее видные деятели белорусской оппозиции периодически «светятся» в Чехии.  

Это первое. Второе. В 2002 году Чехия стала первой страной в Европе, которая запретила Лукашенко въезд, опередив всех, даже Польшу. Это был последний год президентства Вацлава Гавела, но после него мало что изменилось. И Вацлав Клаус, и Милош Земан, несмотря на то, что их часто называли пророссийскими, были настроены однозначно против Лукашенко.

В результате проводимой последние 20 лет внешней политики Прага превратилась в третий центр белорусской оппозиции после Вильнюса и Варшавы.    

— Транслирует ли Чехия свою белорусскую политику на уровень восточной политики Евросоюза?  

— Безусловно. После вступления в ЕС буквально во всех чешских внешнеполитических документах ключевыми приоритетами назывались страны восточного и юго-восточного приграничья ЕС: западная часть постсоветского пространства и Балканы.

И здесь Чехия старается играть роль страны, которая вырабатывает политику Евросоюза на этих направлениях.

Напомню, что комиссаром по расширению ЕС в период максимальной активизации программы «Восточного партнерства» и украинского Евромайдана был чешский политик Штефан Фюле.

В Чехии за последние 20 лет учились тысячи белорусских студентов. И сейчас за счет государственного бюджета Чехии в чешских вузах обучается больше тысячи белорусских студентов. Это несколько смягченный вариант того, что происходит в Польше, но это те же гуманитарные специальности, по которым готовят людей, занимающихся в Беларуси, грубо говоря, промывкой мозгов.

— Чехия в своей белорусской политике действует в русле Евросоюза или пытается проводить свою национальную линию, как Польша?

— Чехия, в отличие от Польши, является демократической страной. Никаких возражений у Евросоюза по этому утверждению нет. Если про Польшу ЕС говорит, что там авторитарная политика, нарушаются принципы верховенства закона и разделения властей, то к Чехии таких вопросов нет.

Поэтому на белорусском направлении Евросоюз доверяет чехам намного больше, чем полякам.

Кстати, еще одна причина состоит в том, что у Чехии нет территориальных и исторически обусловленных интересов в Беларуси, в отличие от Польши.

Однако это не значит, что своих интересов в Беларуси у Праги нет вообще. В основных документах страны прямо пишется (об этом говорил и бывший премьер Соботка, и нынешний премьер Бабиш), что основной интерес Чехии — это продвижение ценностей демократии и прав человека на постсоветском пространстве.

Чехи прямо говорят, что продвижение демократии в Беларуси является одним из главных внешнеполитических приоритетов страны.

Поэтому Чехия была одной из стран (наряду с Польшей и Швецией), которые стояли у истоков программы «Восточного партнерства» ЕС.   

Прага придает «Восточному партнерству» огромное значение. В Праге ежегодно проходит множество мероприятий, так или иначе связанных с «Восточным партнерством». В каждом ежегодном отчете чешского МИД говорится, что Чехия работает над продвижением демократии в Беларуси.

При этом чехи прямо признают, что продвижение «Восточного партнерства» вызывает обеспокоенность России. Но отступать они не намерены.

— То есть интерес Чехии к Беларуси исключительно идеологический? О каких-то практических интересах речи не идет?

— Идет. Безусловно идет. Политическое измерение — это только один аспект. Есть еще и экономические интересы Чехии. Во-первых, рынки сбыта на востоке. Чехия — это промышленный цех Евросоюза, где почти 40% ВВП приходится на промышленность.

Естественно, разорение белорусской крупной промышленности будет играть Чехии на руку.

Беларусь и Чехия — это два исключения из списка бывших социалистических стран Восточной Европы, которые сохранили свой промышленный потенциал. Если какая-то часть белорусских предприятий обанкротится, чехи смогут на этом заработать. Переманить высококвалифицированные кадры, занять нишу белорусских товаров на рынках.

— Занимается ли Чехия подготовкой кадров для белорусской оппозиции, как это делают Польша и Литва?

— Здесь я вижу разделение труда между странами Восточной Европы. За самую «отбитую», агрессивно настроенную русофобскую оппозицию Лукашенко отвечает Литва. С недавних пор — и Украина. За пропольскую, евроатлантическую и также антироссийскую оппозицию отвечает Польша.

Чехия скорее будет отвечать за более умеренную проевропейскую оппозицию без явного русофобского уклона. Такую оппозицию эта страна и готовит.

— То есть чешские агенты — это такие национал-либералы, а не радикальные националисты, как у Украины и Литвы?

— Да даже просто либералы. Без приставки «национал». Скорее даже лево-либералы. «Зеленые». В отличие от Польши и Литвы Чехия так уж на русофобии не зациклена, поэтому чехам не принципиально, чтобы ее белорусские кадры были антироссийскими националистами. При этом явный крен в антироссийском направлении в чешской линии тоже есть.

— Вы упомянули, что Прага — это третья столица белорусской оппозиции после Вильнюса и Варшавы. Какие организационные структуры там размещаются?

— Достаточно назвать только одну такую структуру. Радио «Свобода». Белорусская редакция «Радио Свобода» находится в Праге. Оппозиционные белорусские деятели находят там источник доходов, площадку для самоорганизации и рупор для самопрезентации и ретрансляции своих взглядов.

Плюс есть еще несколько оппозиционных интернет-сайтов. Их редакции периодически переезжают из Польши в Чехию и обратно.

— Литва, которую мы регулярно упоминаем, использует белорусскую политику, чтобы привлекать к себе западное финансирование на проекты «демократизации» в Минске. Чехия промышляет таким бизнесом в отношениях с США, с Западной Европой?

— Чехия — страна куда более зажиточная, чем Литва. Фонд Сороса оттуда выгнал еще Вацлав Клаус. Она, в отличие от Литвы, в деньгах по этой линии не нуждается.

Понятно, что Чехия — это страна, которая на два порядка ниже, чем Германия, на порядок ниже, чем Австрия. Но она же на пару порядков выше, чем Литва. Поэтому у Чехии есть собственный бюджет на проведение восточной политики.

— Польша, Литва и Украина в общем-то даже не отрицают, что в восточной политике они выступают не столько с позиций своих интересов, сколько как проводники стратегических интересов США в Европе. Можно ли то же сказать про Чехию?

— Буквально вчера чешский премьер Бабиш категорически отказался принимать на чешской территории американских военных. Вот вам и весь ответ.

Чехи скорее видят себя проводниками политики Евросоюза на постсоветском пространстве.

А чешско-американские отношения — это не совсем отношения «хозяин-вассал». Вспомним историю с американской ПРО в Европе и отказ чехов размещать ее на своей территории. Чехия — это однозначно не Прибалтика. Чешская восточная политика скорее напоминает политику Германии в миниатюре.

— Из этого напрашивается закономерный вопрос: есть ли момент конкуренции на белорусском направлении между Чехией, Прибалтикой и особенно — Польшей?     

— Конкуренция между Польшей и Чехией есть далеко не только на белорусском направлении.

В первую очередь из-за Чехии Польше не удается закрепится на лидерской позиции в большом восточноевропейском треугольнике Грузия — Эстония — Словения.   

Чехи категорически не признают польского лидерства в регионе. У них довольно много противоречий с Польшей по линии Вышеградской группы на этой самой почве.

Нельзя сказать, что Прага и Варшава прямо сталкиваются друг с другом в Беларуси — они работают вместе. Но чехи стараются одеяло тянуть на себя.

— Если чехи выступают проводниками восточной политики Евросоюза, то как их действия сопрягаются с политикой Германии — самого крупного европейского игрока в Восточной Европе?

— Эти действия сопрягаются в огромной степени. Процентов на 90%. Безусловно, в своей восточной политике Прага отталкивается в первую очередь от того, какой курс сейчас проводит Берлин. Если уж говорить, что чешская политика движется в чьем-то фарватере, то этот фарватер немецкий, а не американский.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
МИД Литвы призвал подвергнуть санкциям ответственных за применение силы в Беларуси
12 августа 2020
Лица, несущие ответственность за нарушения прав человека в Беларуси и применение силы к участникам массовых протестов после выборов президента, должны подвергнуться личным санкциям. Об этом заявил глава МИД Литвы Линас Линкявичюс.
Литовский консерватор: Вильнюс должен первым в Евросоюзе ввести санкции против Беларуси
12 августа 2020
Литва должна взять на себя инициативу и срочно ввести личные санкции против организаторов репрессий и фальсификации выборов в Беларуси. С таким предложением выступил депутат Сейма Лауринас Кащюнас.
Польша заставляет Лукашенко поделиться властью
12 августа 2020
Массовые акции протеста, которые охватили Беларусь после президентских выборов, вызывают обеспокоенность на Западе. При этом активнее всех события в соседней стране комментируют польские политики.
Литва, Латвия и Польша разработали план по выводу Беларуси из политического кризиса
12 августа 2020
Литва, Латвия и Польша подготовили план помощи Беларуси по выходу из политического кризиса. Об этом на пресс-конференции сообщил президент Литвы Гитанас Науседа.
Новости партнёров