Ежегодно 4 июля в Латвии проходит День жертв геноцида еврейского народа, установленный в память о событиях 4 июля 1941 года.
В республике эта дата приурочена к сожжению Большой хоральной синагоги Риги с сотнями евреев внутри. Эта зверская акция была совершена 4 июля 1941 года карательной командой Виктора Арайса. Спустя всего-то три дня после занятия немцами города было учинено подобное преступление – это свидетельствует о том, что в городе явно существовали силы, которые истово ненавидели евреев. Или желали чего-то помимо самих погромов.
Особенностью рижской трагедии 4 июля 1941 года стало активное и массовое участие в нем латышей – как обычных горожан, так и добровольцев из числа фашистов и их сторонников. Именно они стали костяком «отряда Арайса».
Еще за 3 дня до этого Арайс сколотил свою банду, на следующий же день немцы оформили ее как «Зондеркоманду» и Арайс со своими прихвостнями влился в стихийные еврейские погромы. Евреев, о месте жительства которых было известно, вытаскивали из их домов, жилища грабили. На улице хватали тех, кого можно было принять за еврея – их арестовывали и приводили в штаб «зондеркоманды» Арайса. Там эти бандиты пытали пойманных и занимались вымогательством – предлагали свободу за взятку. Но отпускать все равно никого не собирались.
Погромы 4 июля оказались лавинообразными. Это была явно хорошо спланированная акция. 20 рижских синагог были разрушены, в некоторые из них предварительно согнали евреев и зверски сожгли их живьем.
За день погибло более 2 000 человек.
В событиях первых дней оккупации республики немцами и еврейских погромов свою роль сыграли также нацисты из «Перконкрустса». Называвшие себя «латышскими национал-социалистами», члены этого движения даже учредили позднее в Риге Институт антисемитизма и распространяли антисемитскую пропаганду. А рядовых членов движения активно зазывали в отряды СД – в тот же «отряд Арайса». Первые массовые расстрелы евреев в Латвии проводили также оставшиеся в стране члены «Перконкрустса».
Сопредседатель Латвийского антифашистского комитета Иосиф Корен в интервью для портала RuBaltic.ru в 2019 году выразил мнение, что столь стремительно евреи превратились в объект ненависти на материальной почве:
«Это чистый антисемитизм. Это произошло именно в 1941 году с целью мародерства. Нужно было убить богатых людей и забрать их добро».
Он отметил также, что несмотря на то, что власти Латвии заявляют о сочувствии еврейскому народу и поддерживают шествие «Шаги живых» по районам-бывшим еврейским гетто, это не более чем лицемерие. Еврейская община до войны сумела сконцентрировать у себя значительные материальные ресурсы.
Но награбленная в ходе погромов собственность позднее плавным образом перетекла в руки латвийского государства.
Попытки оспорить такой переход на право ею владеть так и не нашли успеха – латвийские власти отдавать награбленное нацистами не хотят.
Удивляет двуличность латвийских элит. Казалось бы, факт, что называется, налицо – зверская расправа над гражданским населением в период немецкой оккупации должен вообще отсечь любые попытки героизировать нацистов и их пособников. Но нет. Для латвийского политического класса, видимо, есть «зло» пострашнее. Обычно от прибалтийских «интеллектуалов» можно услышать о равной «вине» Третьего рейха и СССР за все беды, свалившиеся на их народы в ХХ веке. Но в ситуации с увековечением памяти жертв погромов и чествованием тех, кто эти погромы учинил, дело обстоит иначе.
Латыши натурально превозносят «подвиги» нацистов из СС – 16 марта организуют ежегодный марш «в честь» так называемых латышских легионеров (преступников из Латышского легиона СС). Вкупе с враньем о том, что эти латышские «герои» якобы защищали республику от большевизма, прославление нацизма в Латвии становится составной частью ее идеологии.
Что говорить, если даже в парламенте Латвии заседают идейные последователи того же «Перконкрустса». Запрещая русский язык, наказывая собственных депутатов за использование русского языка, обвиняя русский народ во всех грехах и во всех бедах мира, латвийские власти ставят себя в ряд с идеологами погромов 1941 года. Просто эта практика растянута на десятилетия – интеллектуальные и политические элиты воспитывают свое население на русофобских нарративах. «Заряжают» его на случай, если на Россию они пойдут войной.
Пещерная русофобия, нежелание признавать свою ошибку и перекосы в оценке прошлого подводят Латвию и ее политиков к опасному краю. К возможности скатывания в современный вариант нацизма. Пока что это происходит без погромов, однако учитывая то, как о еврейских погромах в Латвии «помнят» сегодня, никаких гарантий от повторения истории нет.