Политика Политика

Крупнейший инфраструктурный проект в истории Прибалтики доживает последние дни

Источник изображения: kaunotiltai.lt
 

Проект транснациональной железной дороги Rail Baltica, которая должна соединить Литву, Латвию и Эстонию с государствами Западной Европы, похоже, подходит к своему логическому завершению. Топ-чиновники компании RB Rail уходят в отставку, рядовые сотрудники публично заявляют о том, что из-за конфликта интересов и неумелого руководства планы по строительству железнодорожной магистрали приказали долго жить. Новый состав Еврокомиссии получает четкий сигнал: брюссельское финансирование проекта лучше прекратить, пока не поздно.

В конце октября Тимо Рийхимяки покинул пост исполнительного директора и председателя правления RB Rail AS — совместного прибалтийского предприятия, которое отвечает за реализацию Rail Baltica. Чиновник подал в отставку по личным причинам. Его коллеги, по словам председателя совета компании Каролиса Санковского, были шокированы этим решением.

Чуть позже примеру Рийхимяки последовала гендиректор Rail Baltic Estonia Рийа Силлаве — у нее тоже «нарисовались» некие личные причины. При этом ход реализации проекта она оценивает позитивно. «В результате последовательной работы значительно увеличилась уверенность в том, что железнодорожное сообщение появится, — заявила Силлаве. — Строительство началось, на этом отрезке пути можно передать пульт управления в руки нового руководителя».

Но зачем кому-то передавать «пульт управления», если можно закончить работу самостоятельно? Может, в «пульте» просто сели батарейки?

Подлинные причины ухода чиновников неизвестны, однако нельзя исключать, что за ширмой личных причин и непредвиденных обстоятельств скрывается банальное нежелание работать над проектом, который до сих пор существует только на бумаге. С высокой долей вероятности там он и останется. Не потому ли столь часто происходят кадровые перестановки в структуре управления RB Rail?

На частоту смены менеджеров обратили внимание 62 сотрудника предприятия, которые выступили с публичным заявлением. По их мнению, организация работы компании хромает на обе ноги. «Мы очень озабочены тем, что проект Rail Baltica, щедро софинансируемый из фондов Евросоюза, из-за плохого корпоративного управления и конфликта интересов оказался в критической ситуации», — подчеркнули работники.

После внезапной отставки Рийхимяки они обратились к премьер-министрам трех Прибалтийских республик, призывая их установить личный контроль над проектом. 

В противном случае, по их мнению, RB Rail так и останется раздробленной компанией, в которой никто не отвечает за успешное строительство железной дороги.

Отдельно строптивые сотрудники «проехались» по персоне председателя совета предприятия Каролиса Санковски. Его уличают в неспособности «соблюдать принципы хорошего корпоративного управления» и призывают незамедлительно уйти в отставку. Санковски, разумеется, с этой оценкой не согласен.

«Настало время парламентам, правительствам и Европейской комиссии задаться вопросом, является ли Rail Baltica проектом, который принесет долгосрочные преимущества странам Балтии и всему ЕС, или же продолжится борьба с неэффективностью, конфликтами интересов и легкомысленным отношением к средствам ЕС и участвующих в проекте стран», — говорится в заявлении.

Иными словами, сотрудники RB Rail буквально отговаривают европейских чиновников от дальнейшего финансирования прибалтийского «проекта века». 

В ЕС это предложение наверняка встретит сочувствие. Брюссель уже не раз намекал, что выработка эффективных механизмов взаимодействия между Литвой, Латвией и Эстонией — обязательное условие предоставления дотаций. Доходило до откровенных угроз.

«Если эти средства не будут использованы Литвой, Латвией и Эстонией, они уйдут в Германию, Австрию или Францию. Политики всех стран должны хорошо осознать ситуацию и не строить иллюзий», — предупреждал руководство стран Балтии председатель комитета по делам туризма и транспорта Европарламента Майкл Крамер. Еврокомиссар по транспорту Виолета Булц в прошлом году утверждала, что RB Rail не получит транш в 120 миллионов евро, если соучредители не договорятся об администрировании этих средств.

Похоже, в Прибалтике предостережения европейских чиновников пропустили мимо ушей. Совместное предприятие, организованное для строительства железной дороги, продолжают раздирать внутренние противоречия. Таллин, Рига и Вильнюс стремятся перехватить друг у друга инициативу в реализации проекта. Цена вопроса — сотни миллионов, миллиарды долларов. Видимо, от этих заоблачных сумм у властителей маленьких Прибалтийских республик закружились головы. 

Получение контроля над средствами из еврофондов интересует их куда больше, чем успех совместного предприятия.

Сотрудники RB Rail раскрыли этот «секрет Полишинеля». Можно только догадываться, какие формы приобрела подковерная борьба за право распоряжаться деньгами европейских налогоплательщиков, если инициативная группа внутри самой компании обращается к ЕС с мольбами о помощи.

Евросоюз действительно может «помочь». С 2021 года странам Балтии должны урезать финансирование, и местные политики опасаются, что недостаток средств негативно скажется на реализации их инфраструктурных и энергетических проектов. Речь идет, прежде всего, о Rail Baltica и выходе Литвы, Латвии и Эстонии из энергокольца БРЭЛЛ. Обе инициативы едва ли получится воплотить в жизнь без щедрых вливаний из европейского «общака», который в следующем семилетнем цикле будет использоваться главным образом для стабилизации экономической ситуации в Греции, Испании, Италии. 

Но если синхронизацию электросетей Прибалтики с континентальной Европой Брюссель обещает довести до ума, то на перспективу «синхронизации» железнодорожного сообщения смотрит скептически. 

В первом случае речь идет о «священной корове» Евросоюза — его «энергетической безопасности». Какую безопасность или какие потребности будет обеспечивать узкоколейка, соединяющая столицы Прибалтийских республик с Берлином, остается только догадываться.

О приостановке участия в проекте недавно заявила Финляндия. По словам  координатора Rail Baltica при Министерстве экономики Финляндии Кристьяна Кауниссааре, после заключения коалиционного соглашения в стране не нашлось денег на финансирование совместного предприятия с Литвой, Латвией и Эстонией. Хотя о полной «заморозке» речь не идет — в будущем финны не прочь подвести свою ветку к новой железной дороге. Если она, конечно, будет построена и загружена.

Символично, что именно сейчас в Эстонии на Таллинской кольцевой дороге закладывается камень в основание шоссейного виадука Саустинымме — первого объекта Rail Baltica. Это событие знаменует начало строительства железнодорожной магистрали. Но, судя по последним событиям, установленный камень вполне может оказаться надгробным…

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Читайте также
Правящим Латвии пора показать — нельзя вести себя с людьми по-свински
26 ноября
Интервью с председателем политсовета Партии центра Нормундом Гростиньшем.
Если бы латыши не умертвили заводы, в Латвии был бы Донбасс
28 ноября
Лидер латвийского «Народного фронта» Дайнис Иванс недавно признался, что после захвата власти и выхода из состава СССР латышские националисты сознательно уничтожали промышленность.
В Латвии обнаружили картельный сговор фармацевтов
26 ноября
Латвийский рынок лекарственных препаратов имеет все признаки действия фармацевтического картеля. Об этом заявил мэр Даугавпилса Андрей Элксниньш, обратившийся с письмом в правительство республики.
Железнодорожный проект Rail Baltica попал в кризисную ситуацию
27 ноября
Проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Rail Baltica переживает кризис, говорится в публичном заявлении участников проекта.
Обсуждение ()
Новости партнёров