Январь 2019 года стал первым в истории независимой Украины месяцем, в котором в стране не было продано ни одного нового легкового автомобиля производства Запорожского автомобильного завода (ЗАЗ).
Массовое производство легковушек остановили еще в 2017 году.
«Увы, ЗАЗ покинул украинский рынок как производитель лeгковых aвтомобилей», — сообщает портал Autoconsulting. Производство новых автомашин на предприятии ЗАЗ было остановлено еще в конце 2017 года. За весь 2018 год на заводе собрали лишь одну машину, чтобы проверить технологические процессы.
Тем не менее, весь 2018 год продажи автомобилей завода на Украине продолжались — дилеры реализовывали ранее полученный товар.
Предшественниками «Запорожцев» были соломорезки и комбайны
История Запорожского автозавода начиналась еще в XIX веке, когда в 1863 году Абрагам Кооп основал мастерские по производству соломорезок и железных деталей к ветряным мельницам. Вскоре эти мастерские преобразовали в завод сельскохозяйственных машин, выпускавший жатки, молотилки, буккеры и плуги.
В советские годы предприятие, получившее название «Коммунар», продолжало производить сельскохозяйственную технику. В частности, в Запорожье был создан первый советский зерноуборочный комбайн «Коммунар».
В начале 1960-х годов предприятие было переименовано в «Запорожский автомобильный завод». В связи с ростом уровня жизни в СССР решено было наладить выпуск доступного гражданам легкового автомобиля.
Так появился ЗАЗ-965, прозванный в народе «Горбатым Запорожцем». В 1971 году в производство была запущена новая модификация — ЗАЗ-968, известный также, как «Ушастый Запорожец», или «Чебурашка».
В 1980-х годах в истории завода ЗАЗ началась новая эра — после модернизации производства начался выпуск автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия».
Всего в период с начала 1960-х по 1994 год на Запорожском автомобильном заводе было выпущено около 3,5 млн легковых автомобилей. В 1994 году завершился выпуск последней модификации «Ушастого Запорожца».
Перманентный кризис
Как и многие другие бывшие советские автопроизводители, ЗАЗ после развала СССР выживал за счет сотрудничества с иностранными компаниями — корейцами, китайцами, а также АвтоВАЗом.
В начале 2010-х годов запорожские автомобилестроители смотрели в будущее с оптимизмом. Были планы начать масштабные продажи новой модели ZAZ Vida в России. Однако кризис 2014 года больно ударил по предприятию.
В 2015 году продажи новых автомобилей предприятия упали до 2893 единиц, а объемы производства снизились более чем на 70 процентов. ЗАЗ выживал за счет выпуска малых фургонов и автобусов.
Возвращение еще возможно. Если будет спрос
В феврале 2018 года почетный президент корпорации «УкрАвто» Тариэл Васадзе сообщил порталу «ЛІГАБізнесІнформ», что ЗАЗ может начать выпуск новой модели автомобиля, однако это произойдет не ранее, чем в 2020 году.
Васадзе пояснил, что «экономически целесообразный объем производства» должен составлять не менее 50 тысяч автомобилей в год.
При нынешнем состоянии внутреннего рынка автомобилей на Украине достижение подобных показателей пока невозможно. Выпуск же новых собственных моделей автомобилей требует миллиардных долларовых инвестиций в производство.
Рекорд по вместимости «Запорожца»
При этом «Запорожец» остается культовой машиной для Украины. В мае 2018 года в рамках ретро-автофестиваля «Запорожские врата» был побит рекорд по вместимости автомобиля «Запорожец — 968м».
Как сообщало агентство «Интерфакс-Украина», в машину поместились 17 человек, что является национальным рекордом. Владельцу автомобиля Никите Литвину удалось не только разместить 17 человек в советской малолитражке, но и завести при этом двигатель.