Европа выбрала скверную позицию по конфликту на Украине и совершает серьезные ошибки. Одна из них – признание России "страной-спонсором терроризма". Европа превращается в марионетку и больше не может самостоятельно решать свои проблемы.
Если и оставалась хоть какая-то надежда на то, что ЕС станет решающим вектором построения мирных и многополярных международных отношений и двигателем нового вида устойчивой и более справедливой экономики, то, боюсь, в последние месяцы она угасла.
В условиях конфликта на Украине ЕС выбрал худшую позицию из всех возможных.
Его подход предполагает большие экономические издержки для Европы, делает её более зависимой от США, легче переносится Россией и наносит больше вреда Украине. ЕС с жалким и тупым упорством настаивал на том, что военное решение — единственное возможное. Он сам пошёл по роковому пути и теперь вынужден постоянно лгать общественности о реальном положении дел, чтобы скрыть провалы в своей стратегии.
Наша самая большая проблема в краткосрочной и среднесрочной перспективе — это инфляция. Реакция ЕС последовала поздно, а уж о разработке единой, скоординированной и всеобъемлющей политики, необходимой для решения таких сложных и многосторонних проблем, и говорить нечего. В США, например, одобрили закон о снижении инфляции, который кардинально меняет подход к решению проблемы. В документе предлагается снизить для семей расходы на энергию и стоимость базовых продуктов, а также траты на получение медицинской помощи или лекарства, направить крупнейшие за всю историю инвестиции на борьбу с изменением климата, увеличить налоги на доходы самых богатых и крупнейших корпораций и одновременно сократить дефицит бюджета.
ЕС не стал скрывать своих истинных интересов. Европейская комиссия увидела в этом законе не пример для подражания, а риск для некоторых промышленных групп в ЕС. Риск, которого можно было бы избежать, если бы только Евросоюз мог дать такой же умный и адекватный ответ, как Байден.
Не проходит и недели, чтобы ЕС не раскачивал свою лодку и не демонстрировал явные признаки того, что блоку не хватает ни ума, ни инициативы, ни чётких ответов, ни смелости для решения проблем.
На этой неделе всего за 48 часов Европа трижды продемонстрировала свою типичную реакцию на вызовы.
В условиях энергетического кризиса, который угрожает нам всем и не собирается отступать, Европейская комиссия предложила такой потолок цен на газ, что даже министр экологического перехода и демографической политики Испании Тереса Рибера (TeresaRibera) назвала решение "розыгрышем", "плохой шуткой". И она права, потому что такого высокого и продолжительного по времени ценового потолка не было даже в период наибольшего скачка цен при нынешнем кризисе. К тому же цены будут ещё больше зависеть от спекуляций на финансовых рынках, что скорее приведёт к их повышению, чем к понижению.
В общем это предложение показывает, как Европейская комиссия трусливо преклоняется перед господствующими на рынке компаниями-олигополистами и диктатом Германии и Голландии, которые решили действовать в данной ситуации самостоятельно, тем самым ещё больше разрушая единый рынок.
Их меры поддержки ведут к росту цен и противоречат правилам конкуренции, которые они якобы защищают.
Практически в то же самое время, но уже в другой сфере, Европейский парламент объявил Россию страной-спонсором терроризма. Это пафосное заявление не влечёт за собой никаких конкретных обязательств. Оно совершенно глупое, поскольку мешает Европе продвигать урегулирование конфликта путём переговоров. Даже США не пошли на такой шаг, осознавая последствия такого решения и его практическую бесполезность. Это очень циничное и трусливое решение, поскольку если Россия и заслуживает такого статуса за содеянное в Украине (не буду спорить), то его нужно присвоить и другим странам, которые совершали практически идентичные военные действия за пределами своих границ. США и Израилю, например. Со своими двойными стандартами Европейский парламент напоминает школьного задиру, а также дискредитирует себя как игрока, который действительно мог бы внести вклад в достижение свободы, мира и справедливости на этой многострадальной планете.
Вдобавок ко всему прочему, вице-председатель Европейской комиссии Валдис Домбровскис (ValdisDombrovskis) заявил, что "налоговая политика (правительств) не должна противоречить Европейскому центральному банку".
Я сам уже писал несколько недель назад о том, что проводить налоговую и денежно-кредитную политику таким образом, чтобы их эффект взаимно аннулировался — серьёзная ошибка ("Глупое решение в борьбе с инфляцией: ЕЦБ тормозит спрос, а правительства его стимулируют"). Но заявление Домбровскис — это не решение. Это недопустимое безобразие.
Альтернативой было бы координировать налоговую и денежно-кредитную политику, а не подстраивать первую под требования центрального банка.
То, что предлагает вице-председатель Европейской комиссии, равносильно подрыву демократии, поскольку это разрушает основы, на которых было построено современное демократическое государство перед лицом абсолютизма.
Бюджетно-налоговая политика — прерогатива парламентов. Они представляют народ, которому принадлежит национальный суверенитет. Об этом говорится не только в Конституции нашей страны (Испании), но и любого другого демократического государства. Согласно статье 134, именно парламент должен рассматривать, изменять и утверждать бюджет.
Сейчас недемократические силы навязывают свои решения парламентам и правительствам. Однако говорить, что всё так и должно быть, а парламенты могут только одобрять общий бюджет, который не будет противоречить указаниям центрального банка, учитывая, что этот орган никто не избирал, — значит наносить ущерб демократии. Особенно если принять во внимание тот факт, что заявления центрального банка ни в коем случае не являются нейтральным или техническим решением. Это результат определённого политического подхода, согласно которому доходы и богатство всех по какой-то причине идут в одни карманы, а не в другие.
Но, как бы то ни было, самое удивительное здесь не то, что какой-то варвар, вроде вице-председателя Европейской комиссии, выступает за уничтожение репрезентативной демократии.
Странно, что правительства 27 стран и самого ЕС молчат, и их это не задевает, причём не только сейчас, а вообще с тех пор, как начали продвигать этот тезис, пусть даже и не так открыто.
Европа превращается в марионетку США, очень властных лобби, которые оказывают влияние на решения ЕС; центрального банка, управляемого людьми, в чьих руках сосредоточен частный капитал, и руководителей, которые либо не знают, что из себя представляет репрезентативная демократия, либо не верят в неё.