×
Контекст

Пускали газ, а после скидывали чучело в военной плащ-накидке: как советские военные штурмовали схроны бандеровцев

В схронах хорошо было прятаться, но не воевать. Обороноспособность различных «крыивок» и бункеров была очень ограниченной, она обрекала бандеровцев на пассивное сопротивление и почти гарантированную гибель при обнаружении. Поэтому бандеровцы часто минировали свои тайные убежища, чтобы в случае, если не удается пробиться через основной или запасной выходы, уничтожить себя.

Это было тем более актуально, потому что советские военные постоянно совершенствовали приемы и методы борьбы с бандеровцами.

Буквально за несколько лет советские спецслужбы разработали комплекс мер по обнаружению и захвату бункеров, домов и лесных укрытий бандеровцев. К примеру, в 1952 году в подразделениях МГБ, дислоцированных в окрестностях Дрогобыча, в программе подготовки был курс подобных занятий. Сотрудники госбезопасности отрабатывали действия группами по 10–12 бойцов из числа наиболее опытных солдат и сержантов.

При поиске тайников подразделения советской армии и МГБ действовали тонко. Оперативно-розыскные группы могли, например, демонстративно покинуть район поисков или населенный пункт, чтобы расслабившиеся бандеровцы, выйдя из схронов, попали в засаду.

Для поиска бункеров военные использовали и массовые прочесывания подозрительных районов. При обнаружении «крыивки» бойцы не торопились идти на штурм — они забрасывали укрытие газовыми гранатами или сигнальными ракетами, дававшими много дыма. После в схрон запускали служебную собаку для выявления живых или активных подпольщиков. За псом мог следовать либо солдат в противогазе, либо чучело в военной плащ-накидке, которое вталкивали внутрь для выявления ответной реакции.

Также советские спецслужбы активно использовали для уничтожения бандеровцев в укрытиях специальный отравляющий газ Нептун-7/93. А в начале 1950-х на вооружение оперативно-боевых групп поступило новое спецсредство Тайфун — снотворный газ мгновенного действия, который переносили в небольших баллонах и старались направить внутрь схронов через вентиляционные отверстия.

Для обнаружение «крыивок» порой использовали и такой экстравагантный способ, как обработка обуви специальным химическим препаратом Нептун-22, чтобы по запаху следов легко прошли служебные собаки. Эти сапоги или башмаки сотрудники госбезопасности передавали курьерам повстанцев через своих агентов в подполье.

Тем же путем — через тайных сотрудников — советские органы доставляли в схроны и мины-сюрпризы, чаще всего замаскированные под такие необходимые повстанцам предметы, как радиобатареи.

Одним из подобных взрывных устройств 11 декабря 1951 года в селе Радомышль Луцкого района был подорван заместитель руководителя краевого провода Москва на Волыни Иван Троцюк с охраной. В том же году мина-сюрприз, доставленная курьером-агентом под видом почты, уничтожила референта службы безопасности Тернопольского окружного провода Шляха и двоих его охранников, останки которых разбросало в радиусе 25 м.

Бандеровцы. Война без правил

Источник:  оригинальная статья



Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Российские историки выложили в Интернет архивы о присоединении Латвии к СССР
5 октября 2020
Фонд «Историческая память» в рамках интернет-проекта «Рассекречено. Прибалтика 1939–1941» выложил архивы о присоединении Латвии к СССР в интернет.
Страны Прибалтики заключали пакты с Риббентропом против СССР
6 октября 2020
Интервью с научным сотрудником Института российской истории РАН, директором фонда «Историческая память» Александром ДЮКОВЫМ.
Выжить в Бабьем Яре: «Еще до того, как в меня выстрелили, я бросилась с обрыва вниз на тела. Слой земли, которым меня засыпали, оказался небольшим»
5 октября 2020
Я боялась пошевелиться, ко мне подошел один полицейский, увидел, что на мне нет крови, подозвал немца, сказав при этом, что я, кажется, еще жива. Я затаила дыхание; один из них меня ногой толкнул так, что я оказалась лежащей лицом вверх. Немец стал мне одной ногой на грудь, а другой на тыльную часть руки — кисть. Убедившись, что я на это не реагирую, они ушли. На руке у меня образовалась рана, а шрам имеется и сейчас.
«Кюветик» с дырочкой, а оттуда тепло выходит. Сначала подумали — лиса! Как советские спецслужбы обнаруживали схроны бандеровцев
7 октября 2020
Возле дороги четыре березы. Начали тыкать, нащупали между березами люк. Вскрыли его. Давай туда гранаты бросать. Ну и что проку? Чтобы граната долетела до них, еще надо метра три или четыре лаз преодолеть, до самого схрона-то. И тут вдруг из люка высовывается заросший бородатый мужик.
Новости партнёров