×
Контекст

Во время войны немцы пытались запретить слова «Россия», «русский», заменив их терминами «Московия», «московское»

Нацистское руководство рассчитывало на то, что удастся легко внести раскол в советское общество из-за событий предвоенных лет:  коллективизации, массовых репрессий, конфликта государства с Церковью. Их планам не суждено было сбыться.

Еще 15 мая 1940 года Г. Гиммлер составил и представил А. Гитлеру меморандум под названием «Некоторые мысли по поводу обращения с инородцами на Востоке». Был создан специальный институт «континентально-европейской политики». А. Розенбергу поручалось в будущем управление континентом, насчитывающим около 180 миллионов человек.

Важная роль в планах агрессии и колонизации захватываемых вермахтом территорий отводилась карательным органам и в первую очередь СС. Их руководители Гейдрих и Гиммлер активно участвовали в разработке этих планов и осуществлении экспансии. Важнейшей целью будущего похода на Восток объявлялась его немецкая колонизация.

Высшим органом Третьего рейха по управлению захваченной советской территорией являлось Министерство по делам оккупированных областей на Востоке (Восточное министерство), учрежденное указом Гитлера 18 ноября 1941 года. Во главе министерства стоял бывший подданный Российской империи, один из ветеранов нацистского движения Альфред Розенберг, его заместителем и постоянным представителем на оккупированной территории являлся Альфред Мейер.

На совещании в штаб-квартире 16 июля 1941 года Гитлер следующим образом обосновал необходимость нового административно-территориального деления на оккупированной советской территории: «Теперь перед нами стоит задача разрезать территорию этого громадного пирога так, как это нам нужно, с тем чтобы суметь, во-первых, господствовать над ней, во-вторых, управлять ею, в-третьих, эксплуатировать ее».

Заигрывание со славянами, осуществление на практике пропагандистского лозунга «создание новой России — государства, свободного от большевиков» в условиях успешного осуществления плана молниеносной войны казалось руководству Третьего рейха не только непозволительной роскошью, но и ошибкой.

Занятые немецкими войсками советские районы указом Гитлера от 17 июля 1941 года были разделены на рейхскомиссариаты, генеральные округа, области и округа, районы (уезды), во главе которых были поставлены рейхскомиссары, генеральные комиссары, гебитс-комиссары и районные комиссары.

Имперский комиссариат «Московия» особенно беспокоил гитлеровцев. Он должен был, по их расчетам, состоять из семи генеральных комиссариатов: в Москве, Туле, Горьком, Казани, Уфе, Свердловске и Кирове. Для того чтобы «Московия» занимала как можно меньшую территорию, ряд областей с русским населением гитлеровцы собирались присоединить к соседним комиссариатам. Так, к «Остланду» (то есть к Прибалтике) должны были относиться Новгород и Смоленск; к комиссариату «Украина» — Брянск, Курск, Воронеж, Краснодар, Ставрополь и Астрахань.

Захватчики хотели, чтобы исчезло само понятие «Россия». Гитлер неоднократно заявлял, что слова «Россия», «русский», «русское» необходимо навсегда уничтожить и запретить их употребление, заменив терминами «Московия», «московское».

Оккупированные области России не получили единой системы управления. Нацисты изначально отвергали любые идеи о создании какого-либо подобия марионеточного русского государственного образования, пусть даже целиком зависящего от Третьего рейха.

В каждом районе захватчики действовали в зависимости от их потребностей. Те сводились к максимальной эксплуатации местных человеческих и материальных ресурсов.

Немецкая оккупационная политика варьировалась в разных районах в зависимости от возможности осуществления за ними тотального контроля. Там, где была высокая концентрация войск, в прифронтовых районах, она в основном проводилась репрессивными методами. В тех местах, где сил у захватчиков было меньше, широко использовалась ширма «новой русской администрации». За ее декларативными заявлениями заботы о нуждах мирного населения скрывалась та же задача: максимальное содействие гитлеровцам в их войне против Советского Союза.

Источник: Ковалев Б.Н. Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации. — М.: Молодая гвардия, 2011

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Той страны больше нет: почему после 2014 года от Украины осталось лишь одно название
11 ноября 2022
Украинские националисты и российские либералы любят с показной грустью вспоминать о временах «до 2014 года» и обвинять официальную Москву в том, что из-за ее политики эпоха «мира, дружбы и жвачки» между странами закончилась. Мол, украинцы все такие же, никаких бандеровцев и неонацистов не существует, а на Евромайдане в Киеве произошел «мирный и законный переход власти». Но все это — циничная ложь. Для того, чтобы понять, откуда «растут ноги» у нынешнего конфликта, нужно заглянуть в прошлое и разобраться в том, что же произошло на Украине в начале 2014 года.
Россия призвала ЮНЕСКО защитить советские памятники от варварства в странах Балтии
13 ноября 2022
В ЮНЕСКО должны перестать выборочно заботиться о памятниках по политическому признаку и начать защищать советские монументы в странах Балтии.
В течение одного дня санитарка Цуканова вынесла с поля боя 51 воина
14 ноября 2022
14 августа 1945 года начался тяжелый бой за город. За один день Мария Цуканова вынесла с поля боя 51 воина. А когда наклонилась, чтобы подобрать 52-го, ее буквально насквозь прошила пулеметная очередь
В Германии намерены «дифференцировать» останки советских солдат на русских и украинцев
15 ноября 2022
В ФРГ организация по уходу за военными могилами на кладбищах в Гамбурге намерена «дифференцировать» останки советских солдат и заключенных концлагерей на русских и украинцев.
Новости партнёров