В Латвии продолжается стремительное сокращение объёмов грузоперевозок через порты и железную дорогу. По оценке экспертов, восстановить прежний уровень транзита уже невозможно. Об этом сообщает Латвийское радио.
«Фактически объём грузов сейчас достиг исторически низкого уровня — так мало грузов у нас ещё не было», — констатировал экономист Банка Латвии Янис Маурис.
Маурис считает, что дно падения отрасли уже пройдено, и рассчитывать на возвращение прежних объёмов не приходится.
В Министерстве сообщения напоминают, что спад начался ещё в 2014 году — из-за переориентации стратегических грузов РФ на собственные порты, а также снижения европейского спроса на нефть и нефтепродукты, частично заменённые газом.
Маурис отмечает, что «возможности привлечь новые грузы крайне ограничены», и хотя дальнейший спад может быть более умеренным, тенденция в целом останется нисходящей — особенно если антироссийские санкции сохранятся или ужесточатся.
Член правления Latvijas dzelzceļš (LDz) Риналд Плявниекс напомнил, что золотые годы латвийской железной дороги пришлись на 2012–2013 годы, когда объёмы перевозок достигали 40–50 миллионов тонн в год. Сейчас же цифры несопоставимы: в 2023 году — 15,5 миллиона тонн, в 2024-м — 11,5 миллиона, а в 2025 году прогнозируется всего 9–10 миллионов тонн.
«Российские и белорусские грузы составляли приблизительно 95% иностранных грузов LDz», — пояснил Плявниекс.
В Рижском и Вентспилсском портах ситуацию также оценивают пессимистично. Их представители заявляют, что не строят иллюзий относительно возвращения грузов с восточного направления и осторожно рассматривают возможность перепрофилирования портовой инфраструктуры под промышленные зоны.
По данным Совета по фискальной дисциплине, по состоянию на конец апреля этого года дефицит консолидированного совокупного бюджета Латвии составил 1,9% от прогнозируемого ВВП, или 777,5 миллиона евро.