×
Проектор

Тихановская предлагает угробить Клайпедский порт

У меня для вас новость, в которой прекрасно всё: Тихановская призывает Литву ввести санкции против «Беларуськалия». Это одна из экономических опор власти Лукашенко. Второй после «Уралкалия» производитель минеральных удобрений на территории СНГ. И для экспорта своей продукции предприятие использует литовский порт в Клайпеде.

«Мы просим не покупать продукцию, производимую компанией "Беларуськалий", чтобы деньги этого предприятия не поступали режиму [президента Беларуси Александра] Лукашенко».

И чтобы финансы от перевалки грузов не доставались Литве. На этом моменте здравомыслящие литовцы уже должны возмутиться, но Тихановская пошла еще дальше.

«Мы затронули вопрос о повышении стоимости транзита [удобрений "Беларуськалий" через Литву], чтобы это было увязано с увольнениями работников предприятия: увольняете людей — повышаем цену или прекратим транзит».

Знаете, я не так давно писал, что у балтийской республики есть уникальная возможность наказать режим Лукашенко — отказаться от транзита белорусских грузов, которые идут через Клайпеду. Мою статью цитировали другие СМИ в таком контексте, что Литва действительно может это сделать. И я был несколько озадачен, потому что я в этот текст не вкладывал серьезный смысл. Это была скорее попытка троллинга литовских властей: дескать, давайте, ребята, вы же такие принципиальные борцы за демократию. Вот и покажите пример своим союзникам — перекройте белорусский транзит.

Такой был посыл, чисто ироничный. Мне и в голову не приходило, что в самой Литве об этом заговорят серьезно. Я не мог такого представить. Потому что когда Лукашенко угрожал перенаправить белорусские грузы в порты Ленинградской области, литовские власти призывали не воспринимать его слова всерьез. 

Тот же Сквернялис — премьер-министр, теперь уже бывший — он говорил, что Лукашенко это невыгодно, Клайпеда предоставляет ему самые выгодные условия, сотрудничество будет продолжаться.

Но теперь кто-то вложил в уста Тихановской призыв перекрыть белорусский транзит. И в Литве демонстративно задумались. Например, советник президента по внешней политике Аста Скайсгирите заявила, что теоретически возможно ввести такие санкции. Есть, правда, одна проблемка — но не та, о которой вы, наверное, подумали.

«Это требует дискуссий, — указала советник. — Если на предприятии работает много людей — а на "Беларуськалий" их насчитывается более 10 тыс., — [необходимо оценить] не отразится ли это на их благосостоянии. Санкциями не хотелось бы перегнуть палку, когда они скажутся и на гражданском обществе».

Очень трогательно, когда литовский политик беспокоится о благосостоянии жителей Беларуси. Но почему госпожа Скайсгирите ничего не говорит о благосостоянии литовцев? Ее это вообще не интересует? Одна Беларусь на уме?

Ну тогда я опишу расклад. В порту Клайпеды на обработку белорусских удобрений заточен отдельный терминал насыпных грузов. За 2019 год через  него прошло 10 миллионов тонн грузов, из них 98% — то есть почти все — это продукция «Беларуськалия». Еще  раз — 10 миллионов тонн. Десятки миллионов долларов за транзит.

А самое забавное, что сейчас как раз должен завершаться инвестиционный проект по увеличению мощности этого терминала с 10 до 16 миллионов тонн. «Беларуськалий» планировал к 2025 году увеличить отгрузку своей продукции через Клайпеду более чем на 50%.

Но вернемся к нашей неугомонной Светлане Тихановской. Она добавляет, что санкции можно ввести еще против двух белорусских предприятий — «Нафтан» и «Гродно Азот». «Нафтан» — это Новополоцкий НПЗ. 

Отгадайте с одного раза, какой порт обрабатывает самые большие объемы белорусских нефтепродуктов. Причем в прошлом году Беларусь хотела увеличить их перевалку в Клайпеде. «Гродно Азот» производит азотные соединения и удобрения. Он тоже пользуется услугами порта Клайпеды. 

Ну и по традиции новости 2018 года: «Белорусский производитель азотных удобрений "Гродно Азот" намерен увеличить перевозки грузов через Литву и Клайпедский порт».

А теперь финальный вопрос: что будет, если Литва действительно поставит шлагбаум на пути грузопотока из Беларуси? Всё это добро уплывет, наконец, в порты Ленинградской области. Думаю, тогда Тихановская всё-таки может встретиться с Путиным и получить из его рук медаль за особые заслуги в развитии портовой инфраструктуры России. Аминь!

Читайте также
Процесс пошел: Беларусь забирает транзит у Литвы
16 декабря 2020
Беларусь приостанавливает экспорт нефтепродуктов через Клайпедский порт Литвы.
Литва подтвердила правоту решения России забрать транзит у Прибалтики
14 декабря 2020
Старое и новое правительства Литвы поддерживают инициативу бывшего кандидата в президенты Беларуси Светланы Тихановской ввести санкции против белорусских предприятий, продукция которых идет на экспорт через Клайпедский порт.
Минэнерго Литвы призвал Еврокомиссию принять меры по блокировке электроэнергии БелАЭС
15 декабря 2020
Еврокомиссия (ЕК) должна принять все необходимые меры, чтобы электроэнергия с Белорусской АЭС (БелАЭС) не попадала на рынок Евросоюза. Об этом заявил министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис.
Тихановская назвала вещи своими именами: Европа отдала Беларусь Путину
15 декабря 2020
«Народный лидер Беларуси» Светлана Тихановская набросилась на лидеров Европы за то, что те только на словах поддерживают белорусскую оппозицию.
Новости партнёров