Экономика Экономика

Порты и железные дороги идут ко дну: борьба с Россией ударила по Прибалтике бумерангом

Морские порты и железные дороги стран Балтии теряют грузооборот. Об этом свидетельствует публикуемые последние дни квартальные отчеты со статистикой по транзиту. Потери транспортно-логистической отрасли Латвии стали уже привычным явлением, но теперь падает и Литва. Зависимость стратегической отрасли экономики от сотрудничества с коллегами в России и Беларуси при проведении антироссийской и антибелорусской политики неминуемо бьет по кошельку, и показатели «Литовской железной дороги» демонстрируют, что для Прибалтики это правило работает без исключений.            

Грузооборот портов Латвии за первый квартал сократился на 8,2%. В абсолютных цифрах потери составляют более миллиона тонн. Антилидером по грузообороту стал Рижский порт, который за квартал потерял более 15% грузов. Перевалка грузов в Вентспилсе сократилась на 3,7%, в Лиепае — на 1,3%.

Цифры потерь кажутся не особо внушительными, особенно по сравнению с показателями прошлого года.

Но в том-то и дело, что падение транзитных показателей Латвии продолжается год за годом и не прекращается даже после предыдущих рекордных потерь.

В 2020-м году грузопоток был меньше, чем в 2019-м, а в 2019-м — меньше, чем в 2018-м. Прошлый год для транзитной отрасли Латвии завершился обвальным падением — минус 28% от показателей позапрошлого года. Порты прибалтийской республики уже практически полностью распрощались с российским углем: его перевалка снизилась на 99%, иными словами, угля больше нет.

Падают и другие традиционные объекты транзита. Нефтепродукты — минус 6,5%, контейнерные грузы — минус 7%, насыпные грузы — минус 13,6%. Заметно выросла только перевалка зерна, и то все понимают, что этот рост — до тех пор, пока Россия не введет в эксплуатацию замещающие мощности в своих портах и не переведет туда транзит как отечественного зерна, так и продукции других государств ЕАЭС.

Ситуацию в сфере латвийского транзита характеризуют не только цифры, но и качественные показатели. «Латвийская железная дорога» объявляет о распродаже за ненадобностью вагонов и рельсов по цене металлолома — это факт, который иллюстрирует катастрофу железнодорожной логистики Латвии лучше любой статистики по грузопотоку.

Сейчас вслед за Латвией вниз по наклонной плоскости падения показателей покатилась и «Литовская железная дорога».   

Выручка железнодорожного монополиста Литвы за первый квартал текущего года сократилась на 8%. Это немного, но ведь в предыдущие годы показатели «Литовской железной дороги», в отличие от латвийских и эстонских железнодорожников, только росли.

«Как и любой другой бизнес в мире, в наши дни мы живем чрезвычайно сосредоточенными, готовыми быстро реагировать на любые изменения на рынке. Мы прилагаем большие усилия для оптимизации нашей бизнес-модели, сокращения постоянных затрат и поиска новых каналов получения доходов. Другими словами, мы стремимся воспользоваться этой ситуацией и создать еще более устойчивую бизнес-модель железнодорожного транспорта», — оценивает сложившуюся ситуацию представитель «Литовской железной дороги».

Слова про «оптимизацию бизнес-модели» звучат угрожающе знакомо и снова заставляют проводить параллели с Латвией. Там спасение тонущей от сплошных убытков «Латвийской железной дороги» проявилось в конечном счете в сокращении полутора тысяч сотрудников. Оптимизация бизнес-модели, что неудивительно для гибнущего предприятия, свелась к увольнению каждого шестого работника.

Аналитический портал RuBaltic.Ru многие годы и особенно последние месяцы доказывал, что антироссийская политика будет иметь ровно такие же последствия для транзитной отрасли Литвы, как для Латвии и Эстонии. 

Речь именно об антироссийской политике, хотя в случае Литвы, казалось бы, разговор шел не о России, а о Беларуси. Однако Беларусь всегда интересовала Вильнюс именно в контексте антироссийской политики. Главным, что беспокоило в ней литовских политиков, были Союзное государство с Россией, нежелание идти в НАТО и Евросоюз, правопреемство с Белорусской ССР и празднование Дня Победы 9 мая.

В Вильнюсе готовы были приложить любые усилия, чтобы изменить эту ситуацию и вписать Беларусь в антироссийский «санитарный кордон», благо она очень удачно вписывается между странами Балтии и Украиной.

При такой политике прибыли, которые получили «Литовская железная дорога» и Клайпедский порт от транзита из Беларуси (более трети от всего транзита), были не менее странны, чем доходы портов и железных дорог Латвии с Эстонией от обслуживания российских грузов.

Белорусская экономическая модель обязана своему существованию союзу с Россией, и зарабатывать на этой модели, параллельно из кожи вон вылезая, чтобы разрушить российско-белорусский союз, — это девиация, которая рано или поздно должна была быть устранена.   

Именно это сейчас и происходит. Литва уже потеряла транзит нефтепродуктов — самый выразительный пример феноменального несоответствия между экономикой и политикой. Нефтеперерабатывающая отрасль Беларуси в принципе существует благодаря Союзному государству с Россией, которое обеспечивало поставки на белорусские НПЗ российской сырой нефти по ценам ниже рыночных. Зарабатывать на этой схеме и в то же время исходить ненавистью к Союзному государству и заманивать белорусов в НАТО было довольно странно.

Зато теперь для Вильнюса все будет логично.

Проводите антироссийскую политику — останетесь без клиентов из России и Беларуси, которые обеспечивают Литве 25% и 34% железнодорожного грузопотока.

Пройдет еще несколько лет, и Литва тоже пустит с молотка рельса и колеса на металлолом, как это сейчас делает ее северная «балтийская сестра» Латвия. Транзит, составляющий пятую часть экономик стран Балтии, формировался как часть народно-хозяйственного комплекса прежде всего для взаимодействия Литвы, Латвии и Эстонии с Россией. Нет взаимодействия — не будет и транзита.


Читайте также
7 декабря 2020
Российская компания «ФосАгро» построит специализированный терминал навалочных грузов на берегу Кольского залива. Это можно рассматривать как часть долгосрочной кампании по переориентации российского транзита, которая бьет главным образом по Прибалтике.
16 апреля 2021
В Латвии запустили скандальную реформу управления портами. Латвийских портовиков «реформа» должна настораживать: опыт разрушенной латвийской промышленности доказывает, что чехарда со сменой собственников зачастую предшествует банкротству, распилу и сдаче оборудования на металлолом.
26 февраля 2020
Крупные российские компании одна за другой покидают Литву, Латвию и Эстонию, забирая с собой рабочие места и налоговые поступления в бюджет этих государств.
14 декабря 2020
Старое и новое правительства Литвы поддерживают инициативу бывшего кандидата в президенты Беларуси Светланы Тихановской ввести санкции против белорусских предприятий, продукция которых идет на экспорт через Клайпедский порт.