Политика Политика

Прибалтика впервые «показала зубы» Евросоюзу

Страны Балтии угрожают заблокировать семилетнюю финансовую перспективу ЕС, если Брюссель не выделит обещанные 1,4 миллиарда евро на железную дорогу Rail Baltica

. Это первый случай, когда Прибалтика позволяет себе поступать с Евросоюзом, как Польша и Венгрия. Глядя на прибалтийский шантаж, приходишь к выводу, что распад Советского Союза в конечном счете оказался благом для России. Западная Европа с такой «гирей на ноге», как требующая бессмысленных дотаций периферия, неизбежно теряет стратегический потенциал.  

«Эстония, Латвия и Литва полны решимости обеспечить финансирование строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали, соединяющей их с ЕС, даже если для этого потребуется взять фонд восстановления блока в заложники», — пишет американское либеральное издание Politico.

По информации американских журналистов, страны Прибалтики угрожают заблокировать новый семилетний бюджет ЕС, если Еврокомиссия не выделит им обещанных 1,4 миллиарда евро на строительство железной дороги Rail Baltica.

Лидеры Литвы, Латвии и Эстонии 18 января направили в Брюссель совместное письмо, в котором попросили Совет ЕС «уважать решение лидеров стран Евросоюза о выделении 1,4 миллиарда Rail Baltica».

Однако в Брюсселе идти навстречу Прибалтике не собираются. «Такое выделение средств из бюджета невозможно. Это ненормальная процедура», — прокомментировал требование Гитанаса Науседы, Кришьяниса Кариньша и Юри Ратаса депутат Европарламента от правящей Европейской народной партии Мариан-Жан Маринеску. По его мнению, деньги из структурных фондов ЕС

выделяются на конкурсной основе, и Прибалтике заложенные в европейском бюджете деньги на железную дорогу надо сначала выиграть.

«Я понимаю, что они [страны Балтии] уже знают победителя этого конкурса. Однако деньги предназначены для всех государств-членов и должны использоваться для всех государств-членов», — язвительно сказал Politico Маринеску.

Соответственно, в чинном европейском семействе назревает очередной громкий скандал с битьем посуды.  

«Действия стран Балтии представляют собой новейшую угрозу для пакета мер по спасению блока после того, как Венгрия и Польша сняли многомесячную блокаду из-за опасений по поводу положений о верховенстве закона», — пишет Politico.

Упоминание Польши и Венгрии является ключевым.

Прибалтика впервые повела себя как два главных бузотера Евросоюза, пригрозив создать союзникам проблемы в самый чувствительный момент и в самой чувствительной для них сфере.    

Когда Будапешт и Варшава застопорили чудом согласованный летом семилетний бюджет ЕС, это было неприятно, но ожидаемо. К скандальности Виктора Орбана и Ярослава Качиньского все привыкли, а потому сочли естественным их возмущение возможностью лишать Венгрию и Польшу дотаций за «неевропейское поведение

».

Однако прибалты всегда считались пай-мальчиками Еврокомиссии, поведение которых никогда не создает брюссельским бюрократам проблем. Теперь же они решительно идут к разрушению своей репутации в то самое время, когда «в связи с продолжающимся обострением экономического кризиса и появлением еще нескольких заразных штаммов коронавируса усиливается давление [на Брюссель] с целью заставить фонд восстановления ЕС работать».

Самое интересное, из-за чего они на это идут. Не из-за пункта о соблюдении принципа верховенства закона для выделения брюссельских дотаций, как Польша и Венгрия, которые рассчитывают, получая европейские деньги, проводить суверенную внутреннюю политику.

Причиной тихого бунта Прибалтики стала угроза откровенно коррупционному проекту экономически бессмысленной железной дороги, строительство которой для Европы является не инвестицией, а в прямом и переносном смысле зарыванием денег в землю.

О несостоятельности железной дороги Rail Baltica за те четверть века, что Вильнюс, Рига и Таллин носятся с этим проектом, написаны тома. У одного лишь автора этой статьи счет публикациям о Rail Baltica идет на десятки.

Смысл этой железной дороги не в том, чтобы ее построили и пустили по ней поезда. Смысл Rail Baltica в том, чтобы ее строили бесконечно, как можно дольше перечисляя на строительство деньги в Прибалтику. Если есть у этого проекта деловая составляющая, то она только в этом. Потому что экономистами и специалистами по логистике тысячекратно доказано, что поезда по этому маршруту будут ходить пустыми. И грузовые, и пассажирские. Потому что по направлению север-юг из Хельсинки в Варшаву через Прибалтику нет необходимого для загрузки железной дороги грузового и пассажиропотока.

Отдельно следует сказать о концепции Rail Baltica как железной дороги для нужд НАТО. С целью переброски войск к театру военных действий проект и впрямь имеет смысл. Однако если бы это в самом деле была цель, а не идеологическое прикрытие «распила», дорогу бы уже давно построили и запустили в эксплуатацию.

По факту же получается, что прибалтийские политики, как бы они ни верещали, не верят в военную агрессию России в Прибалтике, а союзники по НАТО, что бы они ни говорили, не горят желанием эту Прибалтику защищать.

Поэтому Rail Baltica превратилась в коррупционно-дотационную ренту для Литвы, Латвии и Эстонии, которые бесконечно тянут деньги на ее строительство, понимая, что узкоколейку нельзя достраивать. Стоит ее достроить и запустить в эксплуатацию, как денежный поток из Брюсселя прервется.

И вот из-за такого проекта Прибалтика грозит устроить Европе очередной кризис солидарности. И, судя по опыту предыдущих кризисов вокруг Греции, Италии, Испании и тех же Польши и Венгрии, своего добьется и коррупционно-дотационную ренту получит. Богатая Германия в очередной раз раскошелится и выбросит деньги на ветер, лишь бы сохранить видимость мира и благополучия в «дружной европейской семье».

Глядя сейчас на европейские сюжеты, приходишь к глобальным историческим выводам.

Распад Советского Союза в конечном счете оказался выгоден для России, потому что к ее ноге теперь не прикованы гири вроде той же Прибалтики, которые нужно бесконечно кормить, выслушивать их истерики и поддаваться их шантажу.

Германия, в свою очередь, приняла решение сохранять свой Союз любой ценой и теперь тащит на себе паразитов, которые становятся все наглее, видя, что их шантаж работает. Даже Прибалтика, которая сидела в ЕС тише воды ниже травы, начинает наглеть.

Когда в июле прошлого года после нескольких мучительных ночных бдений все же был согласован семилетний бюджет ЕС, главная претензия к нему состояла в том, что он лишает Старый Свет стратегического развития.

Бюджеты, которые Китай, Россия и США увеличивают для инвестирования в новейшие технологии — научные исследования в стратегических областях, интернет-коммуникации нового поколения и тому подобное, — Европа сокращает ради помощи Испании и дотациям восточной периферии.

Через 10–15 лет такой политики может обнаружиться, что Москва, потеряв своих дармоедов-союзников, приобрела, а «старые европейцы», сохранив всеми правдами и неправдами свой ЕС, потеряли.

Читайте также
21 мая 2020
Государственный суд Эстонии запретил строительство участка железной дороги Rail Baltica в районе города Пярну.
10 декабря 2019
Потенциальные убытки от железной дороги Rail Baltica в Латвии оценили в четыре миллиарда евро, Госконтроль Эстонии прогнозирует, что железная дорога не будет реализована в срок, а Финляндия приостановила участие в проекте Rail Baltica.
20 июля 2020
Литовское руководство в последние дни развернуло феноменальную даже для него антироссийскую политическую активность.
3 августа 2020
Латвия готова развивать торговые связи с Россией, при этом она не собирается ни на йоту отходить от своей антироссийской политики. Балтийская республика вполне серьезно рассчитывает на деньги от экономического сотрудничества с РФ, чтобы принимать в стране американских солдат.