Экономика Экономика

Литовский бизнес выступает против антироссийской политики Вильнюса

Источник изображения: nevatec.spb.ru
 

Борьба официального Вильнюса с «российской угрозой» доставляет немало проблем частным компаниям. Литовский железнодорожный оператор LGC Cargo пожаловался в Еврокомиссию на действия Администрации транспортной безопасности Литвы (LTSA), «Литовской железной дороги» (Lietuvos gelezinkeliai) и Министерства транспорта и коммуникаций республики. Государство отказывается согласовывать маршруты, по которым LGC Cargo могла бы доставлять грузы до границы с Калининградской областью.

Камнем преткновения стал вопрос транзита по территории Литвы до границы с Российской Федерацией. Заниматься этим дозволено только государственному железнодорожному оператору — частников «отшивают» из соображений «государственной безопасности».

Если верить главе LGC Cargo Сергею Грачёву, компания заинтересована только в перевозках по территории Прибалтики. Но в прошлом году Администрация транспортной безопасности Литвы поставила вопрос ребром: потребовала от перевозчика предоставить документацию, которая подтвердила бы, что он не собирается осуществлять транзит. Тот отказался, из-за чего и получил отказ.

В итоге вместо запрашиваемых маршрутов LGC Cargo получила только отдельные отрезки.

«Мощности, которые нам предназначены, — они в никуда, мы не можем ни привезти груз, ни вывезти, — отмечает глава компании Сергей Грачёв. — Если сегодня появится груз в Латвии, который нужно доставить в Литву, то мы не сможем этого сделать».

Стоит оговориться, что хоть LGC Cargo и является литовской компанией, но ее главный акционер — латвийская Baltic Transit Service, якобы связанная с «Российскими железными дорогами». Выстроенная журналистами цепочка очень длинна и замысловата: акционером Baltic Transit Service является Rigas Tirdzniecibas osta, которую косвенно контролируют семьи экс-премьер-министра Андриса Шкеле и бывшего министра транспорта Айнарса Шлесерса. А им принадлежат (опять же косвенно) акции группы Latvijas Transporta Grupa, инвестировавшей в совместные с РЖД проекты.

В LGC Cargo уверены, что все намного проще: под предлогом заботы о «государственной безопасности» Литва препятствует появлению конкуренции в железнодорожном секторе.

«В сфере литовских и латвийских железных дорог все еще много различий, — утверждает менеджер по логистике компании Томас Кяршис. — Латвия уже много лет назад либерализовала и реструктурировала свой железнодорожный рынок. Литва отстает».

Убрать искусственные ограничения руководители компании намерены при содействии Еврокомиссии. Не так давно Литва уже поплатилась за нарушение условий конкуренции, разобрав участок железной дороги в Мажейкяй — Реньге. Латвийские порты из-за этого потеряли клиентов, а ЕК в итоге оштрафовала Вильнюс на 28 миллионов евро.

Соображения «государственной безопасности» в Литве уже не первый раз сталкиваются с интересами частного капитала.

В прошлом году бунт на корабле подняли руководители завода по производству удобрений Achema, которые отказались заключать долгосрочный контракт на поставки сжиженного природного газа (СПГ) с терминала в Клайпеде.

По словам генерального директора Рамунаса Миляускаса, Achema вынуждена платить налог на содержание терминала Independence в размере 20 миллионов евро в год: «Это повышает себестоимость продукции завода и, таким образом, снижает его конкурентоспособность не только на местном, но и на мировом рынке. Наш фонд заработной платы почти равняется налогу за терминал СПГ, который платит компания. Если снизить этот налог, часть сэкономленных средств мы могли бы выделить на зарплаты работников и необходимые инвестиции».

Правительство таки предложило снизить вклад Achema в содержание СПГ-терминала, но взамен потребовала заключения долгосрочных контрактов на поставки его продукции. В руководстве компании рассудили, что хрен редьки не слаще.

«Как долгосрочные обязательства не были возможны со стороны представителей Министерства, так долгосрочные обязательства невозможны и с нашей стороны, — отметила председатель правления Achemos grupė Лидия Лубене. — Мы все ратуем за энергетическую независимость, но бремя должно распределяться очень разумно, а не на одно предприятие».

С давлением государства сталкиваются и политики общенационального масштаба, которые либо имеют бизнес-интересы в России, либо сотрудничают с российскими компаниями.

Речь, к примеру, о мэре Каунаса Висвальдасе Матийошайтисе. По совместительству он еще и главный акционер группы предприятий Vičiūnai, владеющей рыбоперерабатывающим заводом в городе Советске Калининградской области. Лидера правящего Литовского союза крестьян и «зеленых» Рамунаса Карбаускиса политические оппоненты также уличают в наличии активов в РФ.

«Лидер Литовского союза крестьян и "зеленых" Рамунас Карбаускис и мэр Каунаса Висвальдас Матийошайтис должны немедленно отказаться от своего бизнеса в России, — настаивала в 2018 году заместитель председателя парламентского Комитета по нацбезопасности и обороне Раса Юкнявичене. — Это идет вразрез со статусом политиков и анализом, который прямо и косвенно представляет литовская разведка».

Каким именно бизнесом в России владеет Карбаускис? Его соратник и премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис настаивает, что никаким: это не более чем слухи. Принадлежащая Карбаускису Agrokoncernas закупала удобрения у компании «КуйбышевАзот», председателем совета директоров которой является член «Единой России» Виктор Герасименко, однако лидер ЛСКЗ не видит в этом никаких проблем.

«В данном случае мы должны решить, что не будем ничего импортировать из России, — говорит Карбаускис. — Насколько я знаю, насколько я слышал, самый большой импорт идет именно из России. Если мы решим, что импортировать что-либо из России не нужно, то в таком случае все компании будут этого придерживаться».

Сквернялис тоже задается вопросом: готова ли Литва оборвать абсолютно все экономические связи с РФ? Очевидно, не готова.

Тогда упрекать в чем-либо Карбаускиса не имеет смысла. На этом Agrokoncernas делала акцент, когда ее повторно обвиняли в закупке российских удобрений через посредников в Дубае.

«Мы хотели бы узнать, имеет ли право государственный чиновник избирательно выделять одно коммерческое предприятие из ряда других и обращаться со своими подозрениями к правоохранительным органам, а также публично распространять эту информацию», — заявил глава компании Эдгарас Шакис.

Экономика Литвы продолжает нести убытки из-за антироссийских санкций. Официальному Вильнюсу этого мало: прикрываясь заботой о национальной безопасности и борьбой за «энергетическую независимость», государство давит на частные компании. Но если с общеевропейскими санкциями они смирились, то терпеть выходки местных властей не намерены.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Статья доступна на других языках:
Читайте также
Налогоплательщики Литвы хотят избавиться от СПГ-терминала
1 апреля
Одно из крупнейших предприятий Литвы — завод химических удобрений Achema — предлагает поменять СПГ-терминал в Клайпеде на меньший по размеру.
Литва кормит ЕС и защищает НАТО: доказано «секретными документами»
3 апреля
Литва не только кормила Россию в советские годы, в наши дни она кормит европейцев и защищает американцев.
Крупнейший потребитель газа в Литве допустил смену СПГ-терминала на меньший
28 марта
Терминал сжиженного природного газа (СПГ) в Клайпеде может быть обменян на меньший после 2024 года, считает председатель правления Achemos grupe Лидия Лубене.
Латвийская спецслужба призвала тщательно готовиться к отключению от БРЭЛЛ
3 апреля
Латвии необходимо тщательно готовиться к отключению от энергосистемы БРЭЛЛ (Беларусь, Россия, Эстония, Латвия, Литва), чтобы уменьшить потенциальные риски перебоев в энергоснабжении.
Обсуждение ()
Новости партнёров