Экономика Экономика

Выбивать из народа еще агрессивнее: коронавирус не спасет латвийцев от налоговой реформы

Источник изображения: teisinespaslaugos.info
 

Эпидемия коронавируса и введенный из-за нее режим чрезвычайной ситуации не повлияют на планы правительства Латвии реформировать налоговую систему — напротив, реформы отныне будут проводиться значительно агрессивнее. Об этом заявил журналистам премьер-министр республики Кришьянис Кариньш. У латвийских экспертов его решимость вызывает недоумение. Ведь главный вопрос сегодня сводится к тому, удастся ли вообще властям страны сохранить «кормовую базу» Службы государственных доходов.

Режим чрезвычайной ситуации сроком на один месяц был введен в Латвии 13 марта. Кариньш при этом призывает соотечественников подготовиться к его пролонгации: «Думаю, нам нужно внутренне начинать готовиться к тому, что оно (чрезвычайное положение — прим. RuBaltic.Ru) может продлиться немного дольше. Я основываюсь на том, как эта болезнь протекает в других государствах. В Китае и Сингапуре вспышка началась два месяца назад, и она постепенно спадает. В нашем государстве может быть немного иначе, если у нас не будут возникать эти неконтролируемые очаги».

По мнению Кариньша, очагов в Латвии быть не должно — во всех лабораторно подтвержденных случаях заболевания коронавирусом в стране известно, где именно человек заразился и с кем контактировал. С другой стороны, глава правительства признает, что «мы уже не можем остановить этот вирус». Можно только замедлить его распространение и сосредоточиться на защите наиболее чувствительных к этой болезни слоев населения.

Казалось бы, о какой налоговой реформе здесь может идти речь?

Европа стоит на пороге тяжелейших испытаний со времен Второй мировой войны, а латвийский премьер думает о том, как обложить бизнес и население новыми поборами?

Интеллектуальные способности Кариньша можно (и даже нужно!) ставить под сомнение, но он еще не окончательно свихнулся.

Непосредственно в разгар эпидемии коронавируса «перетряхивать» налоговую систему никто не будет. Напротив, для преодоления кризиса власти республики предписывают фискальным органам включить своеобразный «режим лояльности».

План правительства включает в себя ряд решений по отсрочке и перераспределению налоговых выплат. Авансовые платежи по подоходному налогу с населения в 2020 году будут отложены, налоговые каникулы для предпринимателей — продлены. Служба государственных доходов должна вернуть предприятиям переплаченный НДС в течение 30 дней после подачи декларации. Всего на поддержку экономики правительство изыскало 1 миллиард евро, не считая 600 миллионов, которые Латвия получит по линии инвестиционной инициативы Евросоюза.

С учетом прогнозируемого падения деловой и производственной активности сумма, конечно, небольшая. Но Кариньш надеется, что коронавирус скоро отступит.

Не через месяц, так через полтора-два. Тогда правительству хватит ликвидности, чтобы устранить последствия эпидемии, и можно будет с чистой совестью удовлетворять свои реформаторские позывы. Это и имеет в виду Кариньш, когда говорит о решимости изменить налоговую систему.

По сути, сейчас латвийским властям и менять-то нечего. Коалиция еще ни о чем не договаривалась, сама реформа находится на стадии обсуждения. В прошлом месяце Кариньш заявлял, что даже ее концептуальное видение пока не сформировано: «Необходима широкая общественная дискуссия, а также мы ждем всестороннего анализа со стороны социальных партнеров правительства, чтобы дальше в процессе переговоров найти оптимальный сценарий улучшения налоговой системы. Уже летом у нас должна быть ясность, какими могут быть потенциальные изменения с 2021 года».

Ясно только одно: «кормовая база» Службы государственных доходов должна расти.

Представители латвийского Совета по фискальной дисциплине (СФД) подсчитали, что в 2018 году бюджет республики недополучил 245 миллионов евро, а в 2019 году — 400 миллионов. Следовательно, пришло время повысить общую налоговую нагрузку до 33–35% от ВВП с сегодняшних 30%.

По мнению председателя СФД Инны Штейнбуки, сделать это можно не только путем повышения налоговых ставок. Можно, например, отменить несправедливые налоговые льготы или пересмотреть так называемый режим налога с микропредприятий, который вводился во время экономического кризиса, но почему-то действует до сих пор.

В Министерстве финансов вообще предложили использовать поборы для компенсации потерь европейского финансирования, которые Латвия неминуемо понесет после утверждения нового бюджета ЕС на 2021–2027 годы.

В этих условиях именно налоговая реформа, по словам представителя Минфина Нила Сакса, «должна стать самым большим инструментом для обеспечения экономического прорыва Латвии».

Под словом «прорыв», очевидно, подразумевается «прорывное» латание дыр.

Кариньша уговаривать не надо: он и сам говорит, что результатом проведения налоговой реформы должно стать увеличение поступлений в бюджет (а более справедливое распределение налогового бремени — всего лишь побочный эффект). Просто нужно найти для этого максимально безболезненный способ.

Подобные разговоры могли иметь смысл до того, как над Восточной Европой нависла угроза нового экономического кризиса.

По прогнозам западных аналитиков, эпидемия коронавируса ударит по странам Балтии с такой силой, что вопрос реформирования налоговой системы для них станет просто неактуальным.

Впору будет думать о том, как вообще сохранить производство, порты, сельское хозяйство и так далее.

Видимо, уже упомянутая госпожа Штейнбука понимает это лучше Кариньша. Поэтому после введения режима ЧС она выступила за отказ от налоговой реформы 2021 года. К ее проведению страна наверняка подойдет не в лучших кондициях.

С другой стороны, этот же фактор может подтолкнуть премьер-министра как можно быстрее пересмотреть налоговые ставки и льготы. В Минфине не случайно привязывали предстоящую реформу к сокращению дотаций из еврофондов.

У республики элементарно нет резервов, чтобы компенсировать эти потери. А теперь выясняется, что потери будут еще больше.

Как замечает эксперт СФД Андж Убелис, в условиях экономического роста последних лет Латвия не удосужилась накопить хоть какой-то «слой жирка». Это и привело к заочному спору Кариньша и Штейнбуки, в котором парадоксальным образом оба оказываются правы.

С одной стороны, сейчас экономика должна функционировать в щадящем режиме.

Но с другой — нужно закручивать гайки, чтобы выжать дополнительные средства для покрытия издержек, связанных с кризисом. Получается замкнутый круг.
Как из него выбраться? Видимо, Кариньш об этом не думает — пока что он находится на стадии отрицания. Его веру в силу латвийской экономики не поколебал даже коронавирус. Тем интереснее будет наблюдать за развитием событий.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Читайте также
Бьют стекла и угрожают ножом: жители Одессы протестуют против транспортных ограничений
19 марта
В Одессе начались протесты против транспортных ограничений, введенных властями в связи с карантином из-за коронавируса. Согласно новым временным правилам, общественный транспорт может перевозить не больше десяти человек в салоне.
РЖД приостановили движение поезда Адлер — Калининград из-за ноты МИД Литвы
19 марта
Движение поезда Адлер — Калининград приостановлено в связи с нотой МИД Литвы.
Минск попросил у Москвы помощи в возвращении белорусских туристов из-за границы
19 марта
Глава МИД Беларуси Владимир Макей в телефонном разговоре с российским коллегой Сергеем Лавровым попросил помощи в возвращении белорусских туристов из-за границы.
Россия отменила поезда в Эстонию с 20 марта
19 марта
«Российские железные дороги» прекратили сообщение с Эстонией по согласованию с руководством AS Eesti Raudtee («Эстонская железная дорога») с 20 марта из-за пандемии коронавируса.
Обсуждение ()
Новости партнёров