×
Экономика Экономика

Жест отчаяния: делегация Латвии приехала в Москву рекламировать услуги по транзиту

Источник изображения: seanews.ru

В Москве открылась юбилейная 25-я Международная выставка транспортно-логистических услуг, складского оборудования и технологий TransRussia. Организаторы сообщают, что в ней принимают участие более 200 компаний из 16 стран, в том числе из Латвии. В отличие от Литвы и Эстонии, она отправила на мероприятие целую делегацию в надежде снова завлечь в республику ушедший транзит. Вероятно, латвийский стенд — это самый печальный и самый бестолковый экспонат TransRussia.

«Это выставка для национального стенда Латвии является 23-й по счету, — рассказал министр сообщения Латвии Талис Линкайтс, выступая в режиме видеоконференции. — Несмотря на ограничения и трудности, представители отрасли нашли возможность приехать на выставку, встретиться с партнерами из других стран. Латвия придает большое значение развитию дружеских и партнерских отношений в области транспорта со всеми участниками TransRussia. Выставка несет свой вклад в укрепление и усиление связей, что, несомненно, послужит экономическому развитию наших стран».

Речь Линкайтса напрочь оторвана от контекста российско-латвийских отношений.

О каком укреплении связей может идти речь, когда Москва и Рига сворачивают сотрудничество в сфере грузовых транзитных перевозок?

Этот процесс начался задолго до событий на Украине. Уже во время первого президентского срока Путин взял курс на создание мощной портовой инфраструктуры в Ленинградской области.

Усть-Луга приняла первые грузы в декабре 2001 года и со временем стала крупнейшим портом на Балтике (и вторым по величине в России).

Латвия, напротив, оказалась слабым звеном. Сегодня один литовский порт в Клайпеде переваливает больше грузов, чем Рига, Вентспилс и Лиепая, вместе взятые.

Латвийские власти с этим уже смирились. Незадолго до открытия выставки TransRussia премьер-министр Кришьянис Кариньш, по сути, вынес приговор отечественным портовикам и железнодорожникам.

«Это самое транзитное мышление — покупать, продавать, везти, мы станем богатыми — но мы поэтому не являемся богатыми, — заявил глава правительства Латвии. — Это мышление есть то, что нас долго задерживало. Противоядием тому является реиндустриализация, что означает рабочие места и зарплаты для людей, а не зарплаты для пары человек, которые смогут в таком монопольном состоянии зарабатывать за счет простого транзита».

Линкайтс декларирует прямо противоположные вещи и подчеркивает важную роль транзита в наполнении государственного бюджета. Но даже он призывает смириться с тем, что объемы грузовых перевозок в Латвии уже никогда не будут прежними.

На этом фоне делегация прибалтийской республики заявляется на выставку транспортно-логистических услуг в Москве. Ее ряды заметно поредели: если в 2018 году Латвию представляли 24 компании транспорта, логистики и портового хозяйства, то теперь — всего 11.

СМИ отмечают, что впервые от участия в мероприятии отказался Рижский свободный порт. Могло ли такое произойти еще несколько лет назад?

Вероятно, латвийский стенд на TransRussia — это самый печальный экспонат выставки. И самый бестолковый.

Можно понять логику компаний A & A Logistic, Alpa Centrum, Ave Trans, F. B. Logistic Stena Line и Transasia, которые отправились в Москву на поиски новых партнеров. Они не несут ответственности за внешнюю политику своей страны, перспективы их бизнеса по-прежнему «завязаны» на Россию. А вот позиция властей Латвии вызывает некоторые вопросы.

«Несмотря на непродуманные заявления премьер-министра страны о том, что транзит для Латвии неважен, мы рады, что Министерство сообщения всё-таки постаралось поддержать отрасль и организовало наш выезд на TransRussia-2021 в Москву», — рассказал представитель A & A Logistic Дмитрий Трунов.

То есть эта поездка не состоялась бы без доброй воли и деятельного участия правительства.

Лично Линкайтс в режиме онлайн решил рассказать участникам выставки, как важно укреплять и усиливать связи в сфере грузовых транзитных перевозок.

Тем временем подопечные его коллеги — министры внутренних дел — «шьют» уголовные дела русскоязычным журналистам за сотрудничество с изданиями Sputnik и Baltnews. Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич едет на Украину, чтобы поддержать ее в борьбе с «российскими оккупантами».

Министр образования Илга Шуплинска продолжает скандальную реформу, которая призвана полностью перевести обучение в школах на латышский язык. Министр обороны Артис Пабрикс называет легионеров ваффен СС «гордостью латышского народа и государства».

Этот список можно продолжать.

Складывается впечатление, что все латвийские топ-чиновники воюют с Россией — каждый на доверенном ему участке «фронта». Кроме Линкайтса — он до сих пор «укрепляет связи»…    

«Латвия должна платить цену за свои действия против российских СМИ и преследование своих граждан, которые сотрудничают с российскими организациями. Поэтому Латвия, на мой взгляд, не должна рассчитывать на позитивное решение вопроса о транзите и других вопросов, в которых она заинтересована. Ведь эти действия являются действиями не только против граждан Латвии. Это враждебные действия против России. Именно так это и надо рассматривать», — считает член Совета Федерации РФ Алексей Пушков.

Вероятно, на что-то серьезное Рига и не рассчитывает. Поездка латвийской делегации в Москву организована скорее для галочки. Реальную выгоду стоило бы поискать в другом месте. Тот же Линкайтс на днях сообщил, что Лукашенко преподнес Латвии неожиданный подарок: «В первые два месяца этого года выросла доля белорусских грузов, а именно нефтепродуктов. Мы будем следить, является ли это долгосрочной тенденцией, или же это просто переброска отдельных грузов из Литвы в Латвию».

Это ли не шанс вывести транзитную отрасль страны их тяжелейшего кризиса?

Сам Бог велел Линкайтсу и компании налаживать прямые контакты с белорусскими грузоотправителями, предлагать им долгосрочные контракты. Но нет, министр сообщения Латвии почему-то предлагает просто следить за развитием ситуации. Как будто процесс наблюдения оказывает благотворное влияние на портовую и железнодорожную инфраструктуру.

Зато по инициативе Линкайтса латвийская делегация поехала на выставку TransRussia. Привезет оттуда пару мелких контрактов. Если очень повезет, конечно.

Всеми своими действиями власти Латвии доказывают, что участвовать в большой транзитной гонке на Балтике они больше не желают.

По крайней мере, перспектива лишиться одного из основных источников наполнения государственного бюджета их не страшит. А кого-то даже радует.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Беларусь накачивает транзитом Латвию вместо Литвы
13 апреля 2021
В начале этого года порты Латвии нарастили транзит белорусских нефтепродуктов. Примечательно, что Рига ничего не сделала для привлечения новых грузов и, судя по всему, не собирается работать в этом направлении. С высокой долей вероятности белорусский нефтетранзит в портах Латвии надолго не задержится.
Грузооборот Рижского порта за три месяца упал на 15%
13 апреля 2021
Грузооборот Рижского порта за три месяца текущего года составил 5,393 млн тонн, что на 15,3% меньше, чем за аналогичный период 2020 года.
Кабинет министров Латвии запустил реформу управления портами
13 апреля 2021
Правительство Латвии приняло решение внести в Сейм поправки к закону о портах, разработанные Министерством транспорта.
Латвия признала критическую зависимость экономики от транзита
24 марта 2021
Министр сообщения Латвии сообщил, что республика не сможет полноценно функционировать без транзитной отрасли. Но рецептов спасения отечественных портов и железной дороги он не предлагает. По мнению чиновника, «концептуальная ясность» в этом вопросе может появиться в течение шести месяцев.
Новости партнёров