×
Экономика Экономика

30 лет кредитной иглы: до чего довело экономику Молдовы «сотрудничество» с МВФ

Источник изображения: md.sputniknews.com

Прошло уже 30 лет с того момента, как в августе 1992 года Молдова вступила в Международный валютный фонд (МВФ). Под предлогом запуска структурных экономических реформ за эти годы республика взяла кредитов на сумму в несколько сотен миллионов долларов. Однако в реальности серьезные преобразования, которые могли бы оживить молдавскую экономику, так и не были осуществлены. В итоге за прошедшие три десятилетия страна превратилась в одну из беднейших в Европе.

Как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и эта фраза, пожалуй, лучше всего описывает суть деятельности МВФ. За предоставление кредитов он требует, чтобы страна-получатель проводила «либеральные реформы». Однако такой «либерализм» слишком дорого обходится гражданам ввиду резкого сокращения социальных и льготных программ, пенсий и пособий малоимущим, расходов на сферу здравоохранения и образования.

В то же время быстро растут цены на энергоносители и продовольствие, жилье и общественный транспорт, усиливается налоговое бремя для населения. В стране распродаются все ключевые государственные активы, включая ресурсы, транспорт, коммунальное хозяйство, при этом приватизация приобретает порой хищнические формы.

Вместе с тем создаются механизмы постоянного контроля МВФ над экономикой страны при помощи присланных им «международных экспертов». Во многом именно эти «финансовые варяги» начинают определять последующую траекторию развития государства. Как это происходит и к чему приводит, хорошо видно на примере Молдовы, которая на протяжении трех десятков лет активно взаимодействует с МВФ.

Итогом этого «сотрудничества» стали, к сожалению, весьма печальные показатели, характеризующие состояние молдавской экономики, которая сидит на кредитной игле.

Так, например, с момента вступления Молдовы в МВФ общий объем непогашенных ею кредитов только по линии Фонда составил 615,8 миллиона долларов США, не говоря о кредитных обязательствах перед другими международными финансовыми структурами и отдельными государствами.

Так же стабильно рос и государственный долг. В 2022 году он достиг отметки в 272,5 миллиарда леев (14,8 миллиарда долларов) и на данный момент составляет около трети ВВП страны. Причем из этой суммы на внешний долг приходится 169 миллиардов леев или 9,2 миллиарда долларов, что говорит о высокой степени зависимости молдавской экономики от финансовых вливаний из зарубежных источников.

Резкое увеличение объемов государственного долга в последние десять лет наблюдалось дважды. В первый раз это произошло в 2015–2016 годах и было связано со знаменитой «кражей миллиарда». В тот период внутренний долг страны за год вырос в два с лишним раза — с 9,7 миллиарда леев в 2015 году до 21,5 миллиарда в 2016 году. Это стало возможно из-за того, что банкам, замешанным в махинациях, были предоставлены правительственные гарантии, которые превратились в государственный долг.

Если говорить о втором кризисе молдавского госдолга, то стоит отметить, что он вполне предсказуемо начался с пандемии в 2020 году и продолжается до настоящего момента. Еще два года назад Молдова на фоне тяжелой экономической ситуации стала очень нуждаться в притоке денежных средств, и тогда МВФ предложил ей кредиты для выплаты пенсий и зарплат бюджетникам.

В 2021 году ситуация усугубилась наступлением энергетического кризиса. Правительство было вынуждено объявить режим ЧС и вновь обратиться за кредитами к иностранным партнерам, в том числе к МВФ. За двухлетний период госдолг Молдавии увеличился с 53 миллиардов леев в 2020 году до 79 миллиардов в первом квартале 2022 года.

Такой большой кредитной нагрузки Кишинев еще никогда не испытывал; при этом совершенно непонятно, как руководство страны планирует выходить из столь затруднительного положения.

В данный момент ситуация в республике крайне сложная, поскольку инфляция достигла рекордных показателей, вплотную приблизившись к отметке в 35%. Так быстро цены на широкий круг товаров не росли с 1990-х годов. Сегодня тарифы на газ и электроэнергию повышаются несколько раз в год (на газ в январе 2022 года — на 38%, в июне — на 30%; на электроэнергию в апреле — на 23%, в июне — на 22%). Естественно, что в подобных условиях население страны беднеет, в результате неминуемо растет уровень его закредитованности.

Причем многие граждане в поисках денег обращаются даже не в банки, а в микрофинансовые организации, которые, как известно, предлагают своим клиентам крайне невыгодные процентные ставки. В настоящее время кредиты в подобных структурах получили около 450 тысяч человек, из них «просрочку» имеют 200 тысяч заемщиков, причем 40 тысяч — более чем на год.

Неудивительно, что многим гражданам приходится искать счастья на чужбине и уезжать на заработки. Сегодня из трех миллионов жителей Молдовы один миллион постоянно находится за границей, работая в качестве гастарбайтеров.

Все приведенные выше факты указывают на то, что на протяжении последних 30 лет республика медленно, но верно шла ко дну, все больше и больше попадая в финансовое рабство Запада. Для того, чтобы попытаться хоть как-то исправить сложившуюся ситуацию, стране необходимо наладить сотрудничество с Россией, которая готова прийти в Молдову с деньгами и технологиями и производить здесь на экспорт совместную продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Несмотря на возникновение серьезных проблем в российско-молдавских отношениях в последние годы, РФ до сих пор является главным поставщиком дешевых энергоресурсов и перспективным торговым партнером.

Для гармоничного развития Молдове необходимо налаживать экономическое сотрудничество как с западными странами, так и с восточными, реализовывать совместные проекты не только с ЕС, но и с ЕАЭС. Такая идея поддерживается широкими слоями общества, о чем свидетельствуют лозунги протестующих на улицах молдавских городов в последние месяцы.

Если молдавское руководство не хочет столкнуться с полной дестабилизацией социально-экономической и политической обстановки в стране, оно должно хотя бы немного прислушаться к людям, а не к своим финансовым покровителям из МВФ и других подобных структур. Хотя, конечно, верится в это с трудом. 30 лет уже прошло. Пока не получилось.

 

Евгений Коренев 

Кандидат исторических наук, доцент Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, эксперт Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Air Moldova возобновляет полеты между Москвой и Кишиневом
9 сентября
Авиакомпания Air Moldova объявила о возобновлении авиасообщения между Москвой и Кишиневом с 1 октября.
Энергоэксперт оценил последствия возможного отказа Молдовы от российского газа
8 сентября
Гипотетический отказ Молдовы от российского газа нанесет серьезный удар национальной экономике, считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Энергоэксперт указал на безальтернативность для Молдовы на рынке газа
8 сентября
Выгоднее всего Молдове покупать газ у России, поскольку в иных случаях в цену топлива придется закладывать большие расходы на доставку, считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Слуцкий заявил молдавским депутатам о готовности подключиться к поиску диалога Кишинева с Тирасполем
10 сентября
Глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий на встрече в Москве с депутатами парламента Молдовы выступил за прямой политический диалог между Кишиневом и Тирасполем и заявил о готовности России подключиться к содействию переговорам.
Новости партнёров