×
Контекст

Главный советский танковый стратег, бивший немцев и под Москвой, и под Берлином: легендарный генерал Катуков, которого обожали солдаты

Михаил Ефимович Катуков родился 17 сентября 1900 г. в «сельце» — так ласково называл он село Большое Уварово Коломенской губернии Московской области. Самая легендарная личность в семье — дед Епифан Егорович, служивший солдатом у Скобелева, на Шипке, участвовавший в боях за Плевну и на Зеленых горах. Старый воин рассказывал внукам, как он сидел «в секретах», показывал, как брать в плен турок, орудовать штыком. Все это оставило неизгладимый след в душе мальчика и легло в основу его судьбы. 

После революции 1917 г. Михаил Катуков связал свою судьбу с армией. Он добровольцем вступил в Красную Армию, участвовал в Гражданской и Советско-Польской войнах. 

В апреле 1932 г., когда стрелковый полк развернули в танковую 5-ю отдельную бригаду в г. Борисове на Березине, М.Е. Катуков временно был назначен начальником штаба бригады. В итоге он обучил 1 500 танкистов для частей танковых войск Красной Армии, главным образом, для Дальнего Востока. Но сначала ему самому пришлось учиться танковому делу и технике путем самоподготовки. И уже в 1933 г. Михаил Катуков занял первое место на окружных стрелковых соревнованиях по стрельбе из танка, а вот профессиональное танковое образование получил лишь в 1935 г.

В 1940 г. М.Е. Катукову поручили сформировать 20-ю танковую дивизию, входившую в состав 9-го механизированного корпуса, которым командовал генерал К.К. Рокоссовский. К началу Великой Отечественной войны дивизия находилась в стадии формирования: в ней была одна треть личного состава, а вместо 375 танков, положенных по штату, — ни одного. Танки Т-34 еще не были присланы, они должны были поступить в июле-августе 1941 г. Таким образом, Катуков начал войну командиром 20-й танковой дивизии… без танков. Дрались с противником по-пешему, обманывали врага, расставляя в засадах танки, сделанные из фанеры с камуфляжем.

Вот, что Катуков вспоминал об этих днях: «Основные силы моей дивизии уже дрались с немцами. Помните лаконичные сообщения Совинформбюро: "На Луцком направлении в течение дня развернулось танковое сражение, в котором участвует до 4 000 танков с обеих сторон. Танковое сражение продолжается"? Ну вот в этом сражении участвовала и моя 20-я дивизия с тридцатью учебными танчишками. Но дрались наши люди отчаянно: каждый наш танк, хоть и учебный, разбил от трех до девяти немецких. А потом... Потом сражались как пехотинцы: стреляли из винтовок, у кого они были, дрались лопатами, гаечными ключами, ломами».

Катуков быстро понял: то малое количество танков, которое имеется, применяется неправильно, для ведения танкового боя нужен мощный бронированный «кулак», а пока танков мало (одни «БТ») — это невозможно. И уже в то время у Катукова зародилась идея применения танковых засад. Эта тактика помогла малыми силами наносить противнику чувствительные удары.

В ноябре 1941 г. была создана в 1-я гвардейская танковая бригада, командовать которой был направлен М.Е. Катуков. Эта бригада встала на защиту Москвы на Можайском, а затем на Волоколамском направлениях, затем перешла в контрнаступление, освобождая подмосковные города и населенные пункты. Она стала родоначальницей танковой гвардии, а самого командира, который водил ее в бой, называли первым танкистом-гвардейцем.

В январе 1943 г. было сформировано танковое объединение — 1-я танковая армия, командующим которой и был назначен Михаил Ефимович Катуков, которому было присвоено звание генерал-лейтенанта танковых войск. Подобно Суворову, он понимал: в битве нет главнее солдата. И поэтому перед боями во всех полках, бригадах сам проводил беседы с личным составом. Учил, как надо вести бой, как использовать технику, оружие, как взаимодействовать в бою с другими родами войск, внутри подразделений и экипажа. Особенно беспокоился о раненых. 

Все знали своего командующего в лицо и за его тепло и сердечность платили ему преданностью, ценили в нем хладнокровие, спокойствие, сдержанность, гордились им, радовались, что хорошо воюют под его началом, и называли себя «катуковцами», а Михаил Ефимович многих знал по фамилии и в лицо…

Во время сражения на Курской дуге летом 1943 г. 1-я танковая находилась на направлении главного удара немцев и вела бой с одиннадцатью танковыми дивизиями и многочисленной пехотой.

Именно на участке обороны 1-й танковой потерпели неудачу 200 «Пантер», впервые брошенных в бой новых немецких танков. Значение этого сражения в истории Великой Отечественной войны огромно. Прежде всего, именно по его итогам вермахт окончательно утратил стратегическую инициативу: германская армия уже не могла предпринимать наступлений со стратегическим целями. А вот Красная армия получила свободу выбора: где, когда и какими силами наносить удары и постепенно продвигаться дальше на запад.

Полководческий талант командарма Катукова ярко проявился и в Львовско-Сандомирской наступательной операции, осуществленной войсками 1-го Украинского фронта в июле – августе 1944 г. Танкисты 1-й, уже гвардейской, танковой армии стремительно вышли к Висле, форсировали ее и вместе с пехотинцами и артиллеристами при поддержке авиации захватили Сандомирский плацдарм, который был позже использован в качестве исходного района для последующих наступательных действий советских войск к границам фашистской Германии.

14 января 1945 г. с западного берега Вислы, южнее Варшавы, танковая армия Катукова начинает неслыханный в военной истории по глубине и по темпам рейд в ходе Висло-Одерской операции (глубина наступления — 600 километров). В отдельные дни темпы передвижения достигали 100 километров и более, и все это — по вражеской территории.

 Действия разворачиваются стремительно. После освобождения городов Лодзь и Гнезен 1-я гвардейская танковая армия блокирует г. Познань частью сил, а главными силами выходит на Одер и сразу захватывает плацдарм на западном берегу.

Позже «катуковцы» участвовали во взятии Берлина.

За период службы в Советской Армии Михаил Ефимович Катуков дважды был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, получил четыре ордена Ленина, три ордена Красного Знамени, два ордена Суворова I степени, орден Кутузова I и II степени, орден Богдана Хмельницкого, другие награды. Однако самой большой наградой ему, как и каждому настоящему полководцу, стала любовь тех, кем он командовал, ради кого бесконечно совершенствовал себя, не жалея сил.

Воспоминания. Катуков Михаил Ефимович (1900–1976)

Источник: оригинальная статья

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Конституционный суд Латвии отказался пересматривать закон о сносе советских памятников
14 сентября 2022
Конституционный суд Латвии отказался пересматривать закон о сносе советских воинских мемориалов по заявлению городской думы Даугавпилса.
Партизанская смекалка: как 400 советских партизан вырвались из котла, устроенного 10 тысячами бандеровцев
15 сентября 2022
В июле 1943 года около села Теремное в Ровенской области произошло столкновение между УПА (запрещенная в РФ организация — прим. ред.) и советскими партизанами.  Об этом боестолкновении вспоминает Игнат Кузовков (Киев. 12.06.1944.
Спикер Госдумы призвал привлечь к уголовной ответственности президента Польши
16 сентября 2022
Председатель Госдумы Вячеслав Володин призвал надзорные органы РФ изучить заявление президента Польши Анджея Дуды в адрес России о возмещении ущерба за Вторую мировую войну и принять меры для привлечения его к уголовной ответственности.
Освобождение Новороссийска 16 сентября 1943 г. — пример идеальной координации совместной работы армии и флота
16 сентября 2022
Бывает, что и хорошие планы не всегда удается в точности проводить в жизнь. Новороссийская операция и в этом отношении может служить примером: план ее выполнялся точно и без всяких отступлений.
Новости партнёров