×
Контекст

Защитники Брестской крепости оборонялись более месяца. Это оказалось возможным благодаря подвигу майора Гаврилова. О том, что он жив, узнали только в 50-е гг.

Майор Гаврилов П.М. с 22 июня по 23 июля 1941 руководил обороной Восточного форта Брестской крепости. Ему удалось сплотить вокруг себя всех уцелевших бойцов и командиров разных частей и подразделений, закрыть наиболее уязвимые для прорыва врага места. До 30 июня гарнизон форта оказывал организованное сопротивление, стойко отражая бесчисленные атаки врага и не давая ему ворваться в форт.

После применения врагом авиабомб повышенной мощности и разрушения ими части строений форта немцам удалось ворваться в форт и пленить большинство его защитников. С начала июля майор Гаврилов с уцелевшими бойцами перешел к тактике внезапных вылазок и нападений на противника. 23 июля 1941 года от взрыва снаряда в каземате получил тяжёлое ранение и в бессознательном состоянии был пленен.

До середины 1950-х гг. не было известно имя героя. Его поисками занимался известный советский историк и журналист Сергей Смирнов.

В годы войны в руки советского писателя С.С. Смирнова совершенно случайно попала копия донесения штаба немецкой 45-й дивизии, захваченного весной 42-го в районе Орла. В документе говорилось об обороне Брестской крепости, в одном из укреплений которой советские бойцы и командиры оказали врагу беспримерное героическое сопротивление. Руководителем обороны там значился неизвестный майор. В том же донесении было указано: «Майора и комиссара не нашли. Говорят, они застрелились».

Во вторую поездку в Брест, в феврале 1955-го, Смирнову удалось разыскать одного из защитников «подковообразного земляного укрепления» — командира взвода, лейтенанта Якова Ивановича Коломийца. Он-то и рассказал много интересного об обороне «Восточного форта», которая была, вне всяких сомнений, результатом энергичных действий майора. По словам Коломийца, «это был необычайно волевой человек, прекрасный организатор, испытанный боевой командир, который показывал бойцам пример бесстрашия и мужества и был подлинной душой всей этой обороны, стойко отражавшей натиск фашистов в течение многих дней». По версии Коломийца, майор Гаврилов застрелился, чтобы не попасть в плен.

Вот только фамилию майора-героя Коломиец долго вспомнить не мог. Зато ее смог назвать заместитель командира 44-го стрелкового полка по политической части Н.Р. Артамонов: майор Гаврилов, командир 44-го стрелкового полка.

Но вскоре Смирнов сумел найти еще одного ценного свидетеля. Им оказался военный врач Н.И. Воронович, который лечил раненых. Именно Воронович очень точно запомнил, как 23 июля 1941 года немцы привезли в лагерный госпиталь только что захваченного в крепости майора. Правда, сначала он, как и Коломиец, долго не мог вспомнить фамилии героя. Но, ознакомившись со списком писателя, подтвердил. Фамилия майора была Гаврилов.

Собрав для дальнейшего поиска все необходимые данные, С.С. Смирнов обратился с ними в Главное управление кадров Советской армии. А уже там писатель узнал: майор Гаврилов Петр Михайлович, командир 44-го стрелкового полка, плененный в районе города Бреста 23 июля 1941 года и освобожденный из плена в мае 1945 года, состоит на учете в Красногвардейском райвоенкомате города Краснодара.

Сергей Сергеевич делает последнее усилие. Он обращается за помощью к одному из участников обороны крепости А.П. Бессонову, работающему в тот момент токарем-шлифовалыциком завода «Краснодарнефть», и просит его зайти в Красногвардейский райвоенкомат Краснодара...

В военкомате Бессонов кратко объяснил суть своего дела. Ответ не мог не порадовать бывшего подчиненного командира 44-го полка: майор Гаврилов действительно состоит на учете в Красногвардейском военкомате. А когда один из офицеров открыл личное дело Гаврилова, где была аккуратно вставлена фотокарточка Петра Михайловича, Бессонов точно убедился, что это он. Записав адрес, бывший солдат решил отправиться к командиру утром.

И вот на следующий день, позавтракав после беспокойной ночи, Анатолий Петрович отправился по указанному адресу. Постояв некоторое время перед дверью, не без волнения постучал. А когда дверь открылась и вышел сам командир полка, вытянулся и непроизвольно доложил:

— Бывший боец 44-го стрелкового полка, которым командовал майор Гаврилов, — перед вами! 

После этих слов возникла пауза. На глазах Гаврилова выступили слезы. Его лицо нервно задрожало. Затряслись руки...

В 1956 году вышла в свет книга Сергея Сергеевича Смирнова «Брестская крепость», основанная на бесспорном фактическом материале. Это событие благоприятно отразилось на судьбе П.М. Гаврилова. Его восстановили в партии и он был представлен к высшей награде страны.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1957 года за образцовое выполнение воинского долга при обороне Брестской крепости в 1941 году и проявленные при этом мужество и героизм Гаврилову Петру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Последний герой брестской крепости майор Гаврилов

Источник: Смыслов О.С. «Пятая колонна» Гитлера. От Кутепова до Власова. — М.: Вече, 2004; Герои страны


Вам также может быть интересно:

Спецпроект RuBaltic.Ru: Так началась Великая война



Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Немцы не могли понять, почему под пытками он молчит. Никодим Корзенников — единственный во всех армиях мира глухонемой от рождения солдат
25 мая 2021
Бойца Красной армии Никодима Корзенникова называют феноменальным: это был единственный во всех армиях мира глухонемой от рождения солдат. Он пошел добровольцем на фронт, чтобы защищать свою родину. Спасая командира, попал в плен. Его жестоко избивали, не догадываясь, что он просто не способен выдать какие-либо военные тайны — глухонемой!
Эстония живет наследием «советской оккупации»: доказано цифрами
23 мая 2021
Уровень жизни в Эстонской ССР был сравним с уровнем жизни Дании. Распад СССР лишил Эстонию трети экономики, однако и сейчас Прибалтийская республика живет на материальном наследии времен «оккупации».
Под теплым крылышком ЦРУ: какой была судьба пособников нацистов из Латвии
22 мая 2021
Абсолютное большинство латвийских чиновников-коллаборационистов, занимавших разные должности в структуре Остланда, после войны избежали наказания и в большинстве своем осели на Западе.
Можно ли было сбить немецкий самолет из винтовки? Бурятскому стрелку Арсению Етобаеву во время войны это удалось дважды
24 мая 2021
С 1942 по 1943 гг. воевал на передовой и за это время ликвидировал 356 нацистов (включая 4 снайперов), сбил 2 самолёта противника. Кроме того, обучил 46 снайперов, которые уничтожили около 2500 солдат противника. 
Новости партнёров