×
Контекст

В 1945 г. бандеровцы, прятавшиеся в горах, терроризировали Чехословакию. Их целью был лагерь немецких военнопленных

Поначалу в Чехословацкой республике (ЧСР) об Организации украинских националистов (ОУН*) знали очень мало, хотя они после 1945 года тесно сотрудничали в ЧСР с нацистским подпольем, а также имели на территории страны собственную разведывательно-курьерскую сеть, главной задачей которой было поддержание постоянной связи между отрядами бандеровцев в СССР и Польше и руководством ОУН в Мюнхене.

Самые крупные части Украинской повстанческой армии (УПА*), к которым присоединились остатки разбитой Красной армией дивизии СС «Галичина», сосредоточились в 1945 году в Юго-Восточной Польше, откуда стали совершать рейды в Словакию. В августе и сентябре националисты появились в районе перевала Дуклы. Бандеровцы грабили местное население и убивали активистов компартии и евреев. В ответ части молодой чехословацкой армии и силы госбезопасности провели массовую зачистку местности в районе Бардейов. Но в ноябре – декабре 1945 года бандеровцы перешли польско-чехословацкую границу уже крупными силами (более 500 человек), и от их рук в Словакии погибли 18 мирных жителей. На некоторые деревни националисты нападали по несколько раз, и люди стали в панике покидать свои дома. Отмечались случаи изнасилований. В Колбасове были расстреляны 11 евреев. Бандеровцы планировали также захватить лагерь с немецкими военнопленными в Кисаке, чтобы включить их в свои ряды.

Примечательно, что масштабное нападение УПА на Чехословакию произошло в завершающий период предвыборной кампании (парламентские выборы в ЧСР были намечены на 25 мая 1946 г.), и бандеровцы угрозами «убеждали» словаков не голосовать за компартию. Воодушевленное результатами, командование УПА решило сделать Словакию постоянной базой для отдыха своих вояк, изрядно потрепанных советскими и польскими войсками. Методы поведения оуновцев в Словакии теперь изменились. Так, отныне не следовало уклоняться от боев с чехословацкими войсками, которые стали служить коммунистам; сотенным командирам на митингах в селах не рекомендовалось затрагивать по собственной инициативе «еврейский вопрос», а если дискуссии о нем с местными жителями всё же возникнут, объяснять, что ОУН осуждает преступления гитлеровцев против евреев. Воспрещалось даже «ликвидировать» коммунистов: их следовало лишь блокировать в населенных пунктах до отхода оттуда сотен УПА. Главный штаб УПА приказал также платить населению за продукты и воздерживаться от любых реквизиций. Несомненно, такая смена тактики была вызвана начавшейся помощью УПА со стороны США — отныне бандеровцам следовало выглядеть на Западе «демократами».

Бесцеремонность бандеровцев, занявших в Восточной Словакии 33 населенных пункта, встревожила чехословацкое правительство: МВД и министерству национальной обороны было поручено до конца апреля 1946 года очистить территорию Словакии от их банд. В помощь местным воинским частям из Чехии и Моравии перебрасывались армейские подразделения. Всего в Восточной Словакии сосредоточились 14 пехотных батальонов, один артиллерийский дивизион и авиаэскадрилья — более 7 тыс. солдат и офицеров. Ударной частью была особая группа «Сталь» (10 рот), которой командовал заместитель командующего 4-м военным округом полковник Ян Хершман.

Однако весной вытеснить бандеровцев из Словакии не удалось. В мае 1946 года состоялись чехословацко-польские переговоры о координации усилий в борьбе против банд УПА, была налажена телефонная связь между подразделениями обеих армий, стороны обменялись и офицерами связи. Свои действия против УПА ЧСР и Польша координировали с Москвой. В апреле 1946 года органы Корпуса национальной безопасности (КНБ) начали проверять всех граждан русской и украинской национальности, чтобы выявить и разгромить подпольную курьерскую сеть ОУН в Чехословакии. Только к осени 1946 года части чехословацкой армии смогли переломить ситуацию в Словакии и выдавить бандеровцев обратно в Польшу. При этом применялась тактика «широкие грабли» — плотные пехотные цепи, поддержанные танками, непрерывно преследовали сотни УПА в течение 9 суток, что лишило бандеровцев их главного преимущества — маневра мелкими группами. В сентябре 1946 года части 3-й дивизии вернулись в Моравию. По периметру польско-чехословацкой границы разместились подразделения группы «Сталь».

*ОУН, УПА — запрещенные в России организации.

Источник: Платошкин Н. Н. «Широкие грабли» против УПА. // Военно-исторический журнал. — 2013. — № 2. — С.44-46

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Гетман Украины Скоропадский: галичанам неважно, что Украина без Великороссии задохнется и будет всецело в руках иностранцев
19 мая 2022
Затем среди них много узких фанатиков — в особенности в смысле исповедования идеи ненависти к России. Вот такого рода галичане и были лучшими агитаторами, посылаемыми нам австрийцами. Для них неважно, что Украина без Великороссии задохнется, что ее промышленность никогда не разовьется, что она будет всецело в руках иностранцев, что роль их Украины — быть населенной каким-то прозябающим селянством
«Нам не нужны украинцы, нам нужны их плодородные земли»: из беседы с рейхскомиссаром Украины Эриком Кохом
18 мая 2022
Из разговора внедренного в тайную немецкую полицию суперразведчика Николая Ивановича Кузнецова с осужденным Нюрнбергским трибуналом военным преступником, рейхскомиссаром Украины Эриком Кохом
Бей своих, чтоб чужие боялись: за просьбу об отпуске бандеровцы карали удушением
24 мая 2022
Бей своих, чтоб чужие боялись. Этот принцип националисты активно воплощали в жизнь. Вот лишь один пример, взятый из оуновского* документа «Вести с мест»:
Танкисты давили бандеровцев как колорадских жуков на огороде: вспоминает ветеран, служивший на Западной Украине
23 мая 2022
Из воспоминаний связиста Михаила Тимофеевича Ерлина, служившего на Западной Украине после войны.
Новости партнёров