×
Экономика Экономика

Лишение транзита заставило Латвию пойти навстречу России

Источник изображения: dp.ru

«Латвийская железная дорога» (ЛЖД) приступила к согласованию маршрута пассажирского поезда Калининград — Санкт-Петербург, который будет пересекать территорию прибалтийской республики. В прошлом железнодорожное сообщение между Калининградской и Ленинградской областями уже осуществлялось через Латвию. Новый маршрут пришлось прокладывать после того, как Рига в одностороннем порядке ввела для россиян транзитные визы. Россия много раз предлагала возродить советский маршрут, и вот теперь, после потери российского транзита, власти Латвии сами захотели вернуть поезда, от которых отказались в начале 2000-х годов.

На сайте ЛЖД сообщается, что 26 ноября глава компании Морис Клейнбергс провел переговоры в режиме онлайн с первым заместителем гендиректора РЖД Сергеем Павловым. Латвийскую сторону прежде всего интересовал вопрос привлечения дополнительных транзитных грузов из России. Но и о пассажирских перевозках Клейнбергс упомянуть не забыл.

«Хотя в результате пандемии международные пассажирские перевозки по железной дороге в настоящее время не выполняются, в ходе беседы мы обсудили и возможность открытия в будущем пассажирских перевозок по маршруту Санкт-Петербург — Калининград с пересечением территории Латвии. "Латвийская железная дорога" уже приступила к работе над вопросами, связанными с согласованием маршрута, и на встрече мы договорились, что в будущем году работа над этим проектом продолжится», — заявил глава ЛЖД.

Новость, казалось бы, абсолютно «проходная». Руководители двух железнодорожных компаний обсуждают перспективы развития нового маршрута пассажирских перевозок.

Но в том-то и дело, что маршрут не новый.

Поезда из Калининграда в Питер и обратно в прошлом ходили через территорию Латвии. И в советское время, и после распада СССР.

Ходили бы и поныне, если бы в начале «нулевых» латвийское руководство не ввело визовый режим для транзитных пассажиров. Причем Россию об этом никто заранее не уведомил. Послу Латвии в Москве было заявлено, что такие действия противоречат устоявшейся международной практике и принципам добрососедства.

Поезду Калининград — Санкт-Петербург пришлось в спешном порядке осваивать новый маршрут — через Литву и Беларусь. Транспортное плечо заметно удлинилось. Из-за латвийского «добрососедства» пассажирам пришлось проводить в пути 24 часа вместо 16-ти.

Россия, впрочем, не оставляла попыток вернуться к наиболее оптимальной («литовско-латвийской») схеме движения поездов между Калининградской и Ленинградской областями.

В 2015 году экс-глава Минтранса России Максим Соколов обсуждал этот вопрос с тогдашним министром сообщения Латвии Анрийсом Матиссом, российские эксперты поднимали его на площадке партнерства «Северного измерения» по транспорту и логистике (ПСИТЛ) и много где еще.

Затем начались разговоры о курсировании поездов по маршруту Санкт-Петербург — Калининград — Берлин. Вернее, начались они давно: этот проект российские, немецкие и польские железнодорожники обсуждали еще в 2004 году. И выглядел он весьма привлекательно.

Между Питером и Берлином нет прямого железнодорожного сообщения (с пересадкой в Москве дорога занимает 32 часа). Из столицы Германии до Калининграда — а это чуть больше 500 километров по прямой — нужно добираться 37 часов. О сообщении Калининграда с Питером мы уже говорили.

Если запустить поезд Санкт-Петербург — Калининград — Берлин по кратчайшему маршруту, то можно одним выстрелом убить даже не двух, а целых трех зайцев. Но генеральный директор Калининградской железной дороги Виктор Голомолзин предупреждал, что нужно договориться с Литвой и Латвией.

«Если говорить о перспективе проекта, то сегодня мы прошли порядка 40% необходимого пути для его реализации. И первым этапом должно стать возрождение движения поезда Калининград — Санкт-Петербург через Литву и Латвию, как это было во времена СССР, когда он шел 16 часов. Сегодня поезд идет через Литву и Беларусь, а время пути — 24 часа», — заявлял Голомолзин.

Что нужно для возрождения старого советского маршрута? Ввести режим упрощенного транзитного проезда россиян по территории Латвии.

Российская сторона тоже акцентировала на этом внимание. «Необходимо согласовывать график движения, время перехода границы, а также надо предусмотреть для калининградцев такой же упрощенный документ для транзитного пересечения границы с Латвией, как на литовском направлении», — отмечала министр развития инфраструктуры Калининградской области Елена Дятлова после встречи с заместителем госсекретаря министерства сообщения Латвии Улдисом Рейманисом.

В общем, позиция России ясна: она предлагает Латвии возродить прежний маршрут движения пассажирских поездов между Калининградом и Санкт-Петербургом, а затем продлить его до Берлина. Хотите, чтобы через вас проходила новая транспортная артерия? Для начала пойдите навстречу нашим гражданам.

О деталях переговорного процесса ни официальные лица, ни СМИ не сообщали. Лишь несколько дней назад редакция латвийского телеканала TV3 продемонстрировала своим зрителям письмо уже помянутого Рейманиса помощнику министра транспорта РФ Юрию Петрову. Из него следует, что Россия отказалась использовать Латвию как страну-транзитера на пути следования грузовых потоков из Калининграда в Санкт-Петербург. И латвийскую сторону это сильно огорчает.

Весьма вероятно, что вопрос грузопотока Москва увязывает с пассажирскими перевозками.

Это было бы логично. Если Латвия «открывается» для транзитных российских грузов, то почему бы не «открыться» для транзитных пассажиров из той же России? Задачи нужно решать по мере их поступления.

Проблема в том, что Латвию никогда особо не волновал вопрос возобновление сообщения между Калининградом и Питером по старому маршруту. А для России, напротив, неактуален вопрос транзита грузов через территорию Латвии. Как отмечал в интервью аналитическому порталу RuBaltic.Ru главный редактор информационно-аналитического агентства «ПортНьюс» Виталий Чернов, ставка делается на морские перевозки между Калининградской и Ленинградской областями.

В иных условиях Латвия могла бы использовать возможность упрощенного транзитного проезда для россиян как серьезный аргумент в переговорах с Россией.

Но беспрецедентный транзитный голод заставляет ЛЖД «сбросить» эту карту.

Марис Клейнбергс сигнализирует о предварительной готовности возродить советский маршрут движения поезда Калининград — Санкт-Петербург. Того поезда, который сама Латвия когда-то «выдавила» со своей железной дороги.

"Россия, вернись": Латвия затосковала по поездам из "страны-агрессора"

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Начало доходить: Латвия просит Путина остановить потерю транзита
24 ноября 2020
Власти Латвии просят Россию остановить процесс переориентации транзитных грузов на порты Ленинградской области. До какой же степени отчаяния дошла прибалтийская республика, чтобы «бить челом» перед властями «страны-агрессора»?
Переориентация транзита: «Беларусь хочет решить свои проблемы за счет россиян»
25 ноября 2020
Интервью с главным редактором информационно-аналитического агентства «ПортНьюс» Виталием Черновым.
Спасение транзитной отрасли Латвии зависит от России
27 октября 2020
Для морских портов и железных дорог Латвии осталась одна надежда — на то, что Россия поделится с их страной белорусским транзитом.
Рвали связи с Россией — сидите без грузов: Пушков ответил Латвии на просьбу вернуть транзит
24 ноября 2020
Латвия так настойчиво и демонстративно рвала все связи с Россией, что осталась без грузов для своих железных дорог и портов. Об этом заявил российский сенатор Алексей Пушков.
Новости партнёров