Экономика Экономика

После нефтепродуктов — удобрения: Литва отдает России белорусский транзит

Источник изображения: obzor.lt

Первая партия бензина из Беларуси прибыла для перевалки в российский порт Усть-Луга. Об этом сообщает пресс-служба Ленинградской области. Тем временем в Литве суд подтвердил законность запрета на расширение терминала насыпных грузов, который специализируется на перевалке продукции «Беларуськалия». Власти прибалтийской республики посылают соседней стране недвусмысленный сигнал: вслед за нефтепродуктами стоит забирать из Клайпеды в Россию и все остальные белорусские грузы.

Белорусские нефтепродукты с Мозырского НПЗ были отправлены в Россию 5 и 6 марта. Пресс-служба Ленинградской области отмечает, что топливо прибыло с двухдневным опережением графика, который был согласован в рамках межправительственного соглашения о сотрудничестве в сфере перевалки нефтепродуктов.

Таким образом, первые партии бензина из Беларуси уже пошли на экспорт в обход Клайпеды.

Пока что это можно назвать главным итогом борьбы официального Вильнюса с Лукашенко.

По иронии судьбы, прибалтийская республика выступала (и до сих пор выступает) в роли главного лоббиста экономических санкций против «последней диктатуры Европы». Но санкции в виде переориентации белорусского транзита в итоге «прилетели» ей самой. Хотя литовские политики до последнего не верили, что это произойдет.

Судовая партия бензина будет накапливаться на терминале «Портэнерго». Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко заверил, что портовая инфраструктура полностью готова к выполнению тех обязательств, которые взяла на себя российская сторона. Если все пойдет по плану, к концу 2023 года российские порты (главным образом Усть-Луга) обработают 9,836 миллиона тонн мазута, бензина, газойля и масла белорусского производства.

Минск мог законтрактовать и больше.

Но не исключено, что итоговые объемы нефтепродуктов будут пересмотрены в сторону увеличения — договоренности между Россией и Беларусью позволяют это сделать.

На уровне 9,8 миллиона тонн всего лишь определена нижняя планка.

Как бы то ни было, стороны выработали логичную систему: белорусские НПЗ обрабатывают российскую нефть и используют для перевалки полученной продукции российские же порты.

Вопрос в том, какие грузы уйдут из Клайпеды следом.

Аналитический портал RuBaltic.Ru готов сделать ставку на продукцию «Беларуськалия».

С перевалкой в портах Ленобласти могут возникнуть проблемы. Сегодня Россия просто не располагает свободными мощностями для перевалки удобрений. «Может получиться, что мы, создавая условия для белорусов, своими руками сделаем так, что наши калийные удобрения станут проигрывать конкурентную гонку из-за тарифных решений. Поэтому пока это детально не рассматривалось. У нас не было предложений в этом отношении», — рассказывал в октябре прошлого года заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило.

Но стоит учитывать, что в скором времени ситуация изменится: у России появится крупнейший на постсоветском пространстве терминал по перевалке удобрений.

Первая линия погрузки должна быть запущена уже в этом году.

Виктор Гешеле, директор по развитию компании «Ультрамар», которая возводит этот объект, не скрывает заинтересованности в работе с «Беларуськалием».

По его мнению, клиентов будут привлекать удобное местоположение терминала и инновационные технологии, которые значительно увеличивают скорость обработки грузов.

«Наш терминал расположен крайне удачно. У нас произошла настоящая синергия. Если бы не было колоссальных инвестиций в железные дороги, которые позволили построить новые мощности по транспортировке вагонов на данную территорию, если бы мы не создали условия, построив новую железнодорожную станцию самостоятельно, этому проекту не бывать», — отмечает Гешеле.

Терминал «Ультрамар» — это точка, в которой сходятся желание Беларуси перенаправить транзитные потоки и готовность России их принять. Как в подобной ситуации должна вести себя Литва? Казалось бы, она должна всеми силами удерживать «Беларуськалий», создавать для него максимально комфортные условия. Уже ведь понятно, что Батька не блефует…

А что происходит на самом деле? На днях Главный административный суд Литвы отклонил жалобу компании «Терминал насыпных грузов» по поводу запрета правительства республики на расширение в Клайпедском порту.

Речь идет о том самом терминале насыпных грузов, который «Беларуськалий» использует для перевалки своей продукции.

70% его акций принадлежат так называемому калийному королю Литвы, бизнесмену Игорю Удовицкому, остальные 30% контролирует сам «Беларуськалий». В 2013 году они стали партнерами. Дела пошли в гору: терминал ежегодно обрабатывал миллионы тонн удобрений, и «Беларуськалий» заявлял о планах переваливать через Клайпеду еще больше продукции.

Чтобы подготовиться к этому, терминал насыпных грузов хотел расшириться за счет другой компании, которая работает в том же порту.

Но правительственная комиссия Литвы забраковала сделку на том основании, что совместное предприятие Удовицкого и «Беларуськалия» якобы не соответствует «критериям национальной безопасности».

Кстати, застрельщиками этой истории выступили тогда оппозиционные, а ныне правящие консерваторы. Они первыми поставили вопрос: а не угрожают ли Литве белорусские инвестиции в Клайпедский порт?

Удовицкий, конечно, с этим решением не смирился. Он обвинял комиссию в дестабилизации работы терминала, в оперировании ложными фактами и в нарушении литовско-белорусского договора о поощрении и защите инвестиций.

Дело дошло до суда. Конкретно — до Вильнюсского окружного административного суда, который занял сторону правительства.

Теперь в этом вопросе окончательно поставлена точка. Главный административный суд Литвы тоже отклонил аргументы заявителя, его решение обжалованию не подлежит.

Расширить терминал насыпных грузов в Клайпедском порту не получится.

Для корректного понимания ситуации стоит учитывать тот факт, что спрос на удобрения в калийном сегменте будет расти год от года. Это закономерный процесс: численность населения планеты увеличивается. Чтобы всех прокормить, необходимо производить больше продуктов питания и, соответственно, использовать больше удобрений.

Поэтому белорусский производитель не собирается стоять на месте — ему нужны новые портовые мощности.

Но Литва собственноручно препятствует расширению терминала насыпных грузов в Клайпеде и объявляет «Беларуськалий» «угрозой национальной безопасности».

Как на это должен отреагировать Минск? Элементарная логика подсказывает, что единственно правильный выход — забрать у Клайпедского порта транзит удобрений. Перенаправить его в сторону Усть-Луги. Туда, где «Беларуськалий» будет желанным гостем, а не «врагом народа».

Литва же перестанет зарабатывать «кровавые деньги». Чем не достижение для консерваторов «ландсбергистов»?

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Читайте также
Путин и Лукашенко договорились: Литва прощается с белорусскими нефтепродуктами
29 января
Россия и Беларусь готовятся подписать историческое соглашение о сотрудничестве в сфере перевалки нефтепродуктов. Уже в марте порты Ленинградской области начнут забирать у Клайпеды значительные объемы транзита.
Литва изгоняет из страны белорусских инвесторов
28 декабря 2020
В Литве арестованы банковские счета санатория «Беларусь», принадлежащий Управлению делами президента соседней страны. Вслед за «блокадой» санатория литовские консерваторы попытаются осуществить куда более амбициозную цель — выдворить из Клайпедского порта компанию «Беларуськалий».
Процесс пошел: Беларусь забирает транзит у Литвы
16 декабря 2020
Беларусь приостанавливает экспорт нефтепродуктов через Клайпедский порт Литвы.
Латвия распродает железную дорогу на металлолом
27 января
«Латвийская железная дорога» (ЛЖД) планирует с февраля по май продать на аукционах примерно 4 300 тонн металлолома. Под словом «металлолом» подразумеваются рельсы, части стрелок и другие элементы железнодорожной инфраструктуры Латвии, которые оказались ей не нужны в условиях обвального падения грузовых перевозок.
Новости партнёров