×
История История

На память от «оккупантов»: Клайпедский судостроительный завод до сих пор кормит Литву

Источник изображения: airbase.ru

Среди крупных промышленных производств, которые построил Советский Союз для Литвы, особую роль играл Клайпедский судостроительный завод. Предприятие производило крупные океанические суда, в том числе для покорения Арктики, и было самым значимым среди судостроительных заводов страны. Завод выжил в 1990-е годы, однако теперешние его обороты не идут ни в какое сравнение с советскими временами.

В советские годы Литва пользовалась множеством социально-экономических преференций. После войны началась форсированная индустриализация, были сданы в эксплуатацию мощные промышленные комплексы, в том числе связанные с передовыми технологиями кораблестроения.

По инициативе Министерства судостроительной промышленности (Минсудпрома) СССР в 1952 году в Клайпеде начали строить судостроительный завод. Он был рассчитан на выпуск средних рыболовных траулеров и плавучих доков. Первый корабль был готов в 1958 году.

Вскоре завод стал самым значимым в иерархии судостроительных комплексов Советского Союза. В основном он производил рыболовецкие суда для балтийского промысла и для арктического флота.

На строительство рыбопромыслового флота советской Литвы были направлены щедрые инвестиции. К середине 1960-х годов литовские сейнеры из Клайпеды выходили рыбачить не только в Балтийское море, но также в Баренцево море и в Атлантический океан.

Плавбаза Советская Литва / Фото: fleetphoto.ruПлавбаза Советская Литва / Фото: fleetphoto.ru

Как и другие судостроительные предприятия в СССР, в Клайпеде были построены механические сборочные цеха, оборудованные по последнему слову техники, а также маломощные литейные и транспортные мастерские, на которых работали сотни первоклассных специалистов — как литовцев, так и выходцев из других союзных республик.

Проектные институты СССР, в частности Государственный проектный институт по проектированию рыбопромыслового флота «Гипрорыбфлот», располагавшийся в Ленинграде, разрабатывали проекты судов для Клайпедского завода. Также предприятие поддерживало Минсудстрой, именно оно мобилизовало значительные группы конструкторов и инженеров-технологов в помощь заводу.

С конца 1950-х до 1990 года в Клайпеде было спущено на воду 122 рыболовных траулера, 57 крупных морозильных рыболовных траулеров, 66 средних «баренцевых» траулеров для Арктического флота, 55 рифов морского типа для Каспийского и Дальневосточного флотов, 69 речных/морских барж и 4 речных парома для местного речного флота. И это - не считая судоремонтных работ, которые выполнялись на заводе почти непрерывно.

Порт Клайпеда / Фото: forums.airbase.ruПорт Клайпеда / Фото: forums.airbase.ru

Основную часть экспортной продукции Клайпедского завода составляли стальные плавучие доки. Всего в советскую эпоху было построено 65 доков, которые до сих пор работают в Болгарии, Германии, Финляндии, Исландии, Индонезии, Мозамбике, Сингапуре, Румынии, Польше и на Кубе.

В годы Литовской ССР практиковалось активное сотрудничество с иностранными (западными) компаниями. Продуктивно Клайпедский судостроительный завод взаимодействовал с датской верфью Odense A/S.

В 1986 году была построена первая международная переправа, соединяющая СССР и ГДР. На ней начали курсировать крупнейшие в мире железнодорожные паромы.

Это была единственная в Прибалтике железнодорожная паромная линия Клайпеда — Мукран (также известная как Мукранская паромная переправа в Литве, ныне Зассниц). Открытие линии состоялось 3 октября 1986 года. В этот же день из ГДР в Клайпеду прибыл первый немецкий железнодорожный паром. В открытии исторической переправы принял участие министр транспорта и связи Германской Демократической Республики. На немецкой стороне была построена паромная переправа больших размеров, поскольку она заменила подвижной состав, адаптированный к советским стандартам колеи.

Эта 270-мильная линия была самым коротким морским путем из СССР в Восточную Германию. Согласно плану военного командования Советского Союза, на пароме планировалось перевозить военные грузы в обход наземных транспортных маршрутов через политически нестабильную Польшу, чтобы оперативно предоставлять военную технику советской армии, дислоцированной на территории ГДР. Предполагалось, что таким путем будет транспортироваться 20–30% двусторонних грузов.

Объем перевозок Клайпедского паромного терминала составил 150 тысяч железнодорожных вагонов в год. Его обслуживали три литовских парома - «Вильнюс», «Каунас» и «Клайпеда», а также два немецких парома - «Петербург» (ранее «Мукран») и «Грайфсвальд».

Все пять были построены на верфи Mathias Thesen Wismar и являлись крупнейшими железнодорожными паромами в мире, что и было зафиксировано в Книге рекордов Гиннеса. Впрочем, скоро последовали драматические политические события, и после подписания советским руководством решения о выводе советских войск из ГДР по Клайпедской переправе переехал паром уже для вывоза военной техники. Сегодня знаменитая паромная переправа перестроена для гражданских целей.

270-мильная переправа из Клайпеды в Мукран / Фото: miestai.net270-мильная переправа из Клайпеды в Мукран / Фото: miestai.net

После отделения от СССР Клайпедскому порту был предоставлен статус международного. Сегодня гавань находится в ведении правительства Литовской Республики, а фактически — Министерства путей сообщения.

Судьба Клайпедского судостроительного завода сложилась сравнительно благополучно.

Впрочем, до советского размаха, когда предприятие работало на союзную рыболовецкую промышленность, ему очень далеко.

В 1994–1996 годы завод выпустил сухогрузные суда «Витаутас» и «Гедиминас».

С 2010 года на базе легендарного флагмана советской промышленности было создано ЗАО «Западно-Балтийский судостроительный завод». Компания вошла в состав «Западного завода», принадлежащего эстонской группе BLRT Grupp. Компания производит надстройки, конструктивные элементы корпусов, строит буксиры и суда снабжения в открытом море.

В 2006 году для Литовского пароходства были собраны 6 корпусов торговых судов типа «Аста».

Всего за 50 лет существования завода на нем было построено более 450 кораблей и доков.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Дали латышам горячую воду и удобства не во дворе: жилищное строительство в Латвийской ССР
3 марта 2020
В Латвии, начиная с 1993 года, было построено лишь 2% новых многоквартирных домов. Более половины всех домов в стране возведено в период с 1961 по 1992 год.
Бой при Кальнишке: самое крупное сражение «лесных братьев» с советскими войсками
4 марта 2020
Бой при Кальнишке — превосходный образец того, что происходило, когда такие группы были вынуждены сражаться на советских условиях.
Энергоэксперт оценил планы Лукашенко поставлять нефть в Беларусь через Прибалтику
3 марта 2020
Беларуси по-прежнему невыгодно получать нефть через порты Прибалтики и Украины, заявил аналитическому порталу RuBaltic.Ru глава Фонда энергетической безопасности Константин Симонов.
Латвия предложила Беларуси сотрудничать в области транспорта и логистики
3 марта 2020
Транспортная отрасль Латвии предлагает Беларуси заключить соглашение о сотрудничестве в области транспорта и логистики.