Политика Политика

Транзит в Калининград под угрозой: Литва требует денег

Источник изображения: rt.com
 

Литва начала переговоры с Брюсселем о финансировании транзита граждан России в Калининградскую область. Представители Вильнюса требуют стопроцентного покрытия расходов на упрощенный порядок движения россиян из бюджетов ЕС. Если урезание дотаций из еврофондов затронет программу перемещения граждан РФ через Литву, транзит в Калининград окажется под вопросом.

Когда Литва готовилась вступить в ЕС, у всех на слуху была «проблема Калининграда». Калининградская область к тому времени уже была отрезана от России, но после присоединения к Евросоюзу Литвы граждане РФ сталкивались с перспективой ездить из России в Россию по шенгенской визе.

«Проблема Калининграда» в 2002–2003 годах была центральной в диалоге Россия — ЕС, ее решали на высшем уровне в Брюсселе, Москве и Берлине. В итоге было выработано компромиссное решение.

Регламент Совета ЕС от 14 апреля 2003 года ввел режим упрощенного транзита для граждан Российской Федерации, следующих из Калининградской области на территорию остальной России и обратно, пересекая территорию Литовской Республики.

Литва обязалась выдавать россиянам упрощенный транзитный документ — эквивалент шенгенской визы, действующий только на территории Литвы в течение нескольких часов, необходимых для пересечения ее границ.

Для получения разрешения на транзит даже не обязательно обращаться в литовское консульство. В случае путешествия по железной дороге это делает ОАО «РЖД». После покупки билета и предъявления загранпаспорта железнодорожная касса сама связывается с консульской службой Литвы и запрашивает упрощенный проездной документ по железной дороге (УПД ЖД). Пассажиру этот «мини-шенген» вручается уже в поезде.

Такая схема худо-бедно функционировала последние 15 лет. Не все с ней ладно, потому что Вильнюс то и дело отказывает в выдаче проездных документов на основании собственных «черных списков» и санкций, под которые могут попасть все без исключения сотрудники крупных российских компаний (к примеру, «Роснефти»).

В последние годы случались анекдотические истории, когда литовские власти ссаживали с поезда «Калининград — Москва» роту курсантов, заподозрив, что это «зеленые человечки», которых Кремль засылает для «гибридной агрессии» против Литвы. Был скандал 2008 года, когда литовские консерваторы вознамерились запретить транзит военных грузов России из Калининграда и в Калининград.

Тем не менее в целом, несмотря на многочисленные исключения, Литва принятые на себя обязательства выполняла.

Однако в будущем транзит в Калининград может оказаться под угрозой: в новом бюджетном периоде Евросоюз урезает Литве дотации из еврофондов, а Вильнюс требует, чтобы расходы литовских консульств на выдачу транзитных документов россиянам на сто процентов покрывались из бюджета ЕС.

В действующем финансовом периоде Литва получила от Еврокомиссии 157 миллионов евро на обеспечение специальной схемы транзита для граждан РФ. По утверждению МИД Литвы, сегодня режим упрощенного транзита для жителей и гостей Калининградской области поддерживают 116 сотрудников, работающих в Вильнюсе, посольстве в Москве и генеральных консульствах в Калининграде и Санкт-Петербурге. Их деятельность по оформлению УПЖД оплачивается из фондов Евросоюза.

В проекте следующего семилетнего бюджета ЕС Брюссель последовательно переводит на режим экономии страны «Новой Европы». В частности, на упрощенный транзитный режим Литве в 2021–2027 годах предлагается выделить 139 миллионов евро. Это на 18 миллионов меньше, чем было выделено на 2014–2020-е годы, что Литву, разумеется, устроить не может.

«Специальная транзитная схема на 100% финансируется из средств ЕС, поэтому должно быть обеспечено адекватное финансирование», — заявил в специальном комментарии литовский МИД и подчеркнул, что все вопросы по финансированию упрощенного транзитного режима для россиян были согласованы в 2003-м году, перед вступлением Литвы в Европейский союз.

Сейчас Литва готовится к переговорам с ЕС по поводу финансирования специальной схемы транзита в Калининград. Когда пройдут эти переговоры, литовские чиновники не сообщают, зато жестко выражают «принципиальную позицию»: ни цента на оформление проездных документов для граждан России Литва из своего национального бюджета не даст. Все расходы на обеспечение специальной схемы транзита должны покрываться Евросоюзом.

Если по сумме этих расходов и их стопроцентной оплате из бюджета ЕС Литва и Еврокомиссия не договорятся, угроза российскому транзиту в Калининград станет реальностью. Разрушение же транзитного коридора будет означать фактическую блокаду Калининградской области, что вызовет полноценный геополитический кризис.

И в эпицентре этого кризиса окажется Литва.

Блокирование российского эксклава и лишение граждан РФ их и без того ограниченного конституционного права ездить из России в Россию — это качественно иной уровень антироссийской политики, чем провозглашение соседа «террористическим государством», поиск внутри страны вездесущей «руки Москвы» и призывы к ужесточению санкций в Европарламенте.

Эта риторическая русофобия вовсе игнорируется Россией: именно полнейшее отсутствие ответа с другой стороны обесценивает литовскую риторику, делает ее попросту смешной.

Попытка перекрыть транзит в Калининград без ответа в любом случае не останется. Действия Литвы станут прямым вызовом национальной безопасности России, прямым ударам по ее гражданам.

Москва на блокаду Калининградской области отреагирует как на акт открытой агрессии со всеми вытекающими для Литвы и ее союзников по НАТО последствиями.

Пусть в Брюсселе имеют это в виду, когда будут вести с литовским правительством переговоры о финансировании Литвы. Не думают ли в Вильнюсе повысить интерес к себе и вытащить больше денег из Евросоюза, втянув союзников в военный конфликт с Россией?

Пусть это имеют в виду и в Литве на случай, если решат использовать переговоры с ЕС как предлог, чтобы разыграть «калининградскую карту». Придут ли им на помощь союзники по НАТО, если они спровоцируют-таки Россию на ответные меры блокированием Калининграда?

Ведь не придут же. Никто не придет.

Читайте также
Украинский «поезд четырех столиц» до Риги оказался неприбыльным
27 ноября 2018
Пассажирский поезд Киев — Минск — Вильнюс — Рига, запущенный в сентябре украинским государственным железнодорожным оператором «Укрзализныця», работает на грани рентабельности.
«Украинская железная дорога» закупит автоматы с глушителем
7 декабря 2018
Государственный железнодорожный оператор «Укрзализныця» («Украинская железная дорога») планирует закупить партию стрелкового оружия стоимостью 2,6 млн гривен (более 93 тыс. долларов).
Парфенов предложил вернуть Калининграду наименование Кёнигсберг
11 декабря 2018
Российский журналист Леонид Парфенов предложил вместо переименования калининградского аэропорта Храброво вернуть историческое название самому городу, сделав его Кёнигсбергом.
Мининфраструктуры Украины внесло в Кабмин предложение прекратить ж/д сообщение с РФ
14 декабря 2018
Министерство инфраструктуры внесло в правительство Украины предложение о прекращении железнодорожного сообщения с Россией, заявил глава ведомства Владимир Омелян.
Обсуждение ()
Новости партнёров