×
Контекст

«Генералы забились в истерике, один полковник обмочился в штаны»: казнь немцев в Киеве в 1946 г.

Следствие велось в Москве, а суд состоялся в Киевском Доме офицеров (тогда Дом Красной армии) с 17 по 28 февраля 1946 года. Перед трибуналом Киевского военного округа предстали 15 нацистов. Состав подсудимых был крайне разнороден: от генерал-лейтенантов Шеера и Буркхардта 1889 года рождения до унтер-офицера Майера 1925 года рождения.

В феврале 1946-го на центральной площади Киева, носившей тогда имя «всесоюзного старосты» М. И. Калинина, сколотили деревянный эшафот. Он стоял приблизительно посередине между нынешними Главпочтамтом и Домом профсоюзов, там, где теперь во время массовых гуляний сооружают концертную площадку. В день казни площадь и прилегающая часть Крещатика, лежавшего тогда в руинах, была запружена народом. Любопытные забрались даже на крыши. Виселица состояла из шести секций, по две петли в каждой. Под эшафот подогнали грузовики с открытыми платформами, на которых стояли осужденные со связанными за спиной руками. Им накинули петли на шеи. Затем прозвучала команда, — и машины отъехали…

Валентин ТЕРНО вспоминал:

— В 46-м году мне было 15 лет. Тогда в Киеве все знали, что идет процесс над немцами. И вот как-то в конце зимы в городе разнесся слух, что днем на площади Калинина должна состояться казнь. Те, что послушнее и прилежнее, отправились на уроки. А мы с другом побежали смотреть, как все это будет.

Толпа на площади была огромная, ею были забиты все спускающиеся к площади улицы. Мы просочились поближе к эшафоту и оказались перед кольцом конной милиции, окружавшей его. Виселицы были установлены ближе к нынешней улице Костельной.

И вот с Крещатика подъехали четыре грузовика; когда откинули кузов, мы увидели, что внутри машины застланы соломой, а там лежат немцы в наручниках. Вышел какой-то офицер, кажется, полковник, и зачитал приговор. Это заняло всего несколько минут. На немцев накинули петли.

 Я запомнил, что среди них было три генерала, два полковника и остальные — в чинах помладше. Генералы забились в истерике, один полковник обмочился в штаны. Только молодой немецкий гауптман (капитан, если перевести на наше звание) вел себя мужественно и с презрением оглядывал толпу. Когда машины отъехали и немцы повисли в воздухе, толпа обезумела. Под дикое улюлюканье кольцо конной милиции было прорвано. Я запомнил инвалидов, которые стали бить своими костылями трупы повешенных немцев… 

Милиционеры спешились, народ ликовал, а вокруг лежали руины разрушенного Крещатика. После казни мы почти сразу ушли, а немцы, как рассказывали, висели под охраной еще несколько часов.

Киевский процесс и публичная казнь на Майдане

Источник:  оригинальная статья


Вам также может быть интересно:

Спецпроект RuBaltic.Ru: Рассекреченные документы ФСБ: преступления нацистов в Восточной Пруссии

Спецпроект RuBaltic.Ru: Победный май 1945 года

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
В Саласпилсском концлагере у детей было выкачано 3,5 тыс. литров крови. За это дети в сутки получали 100 г хлеба и 1,5 л жидкости
25 сентября 2020
Потом пришел немецкий доктор, большой и сердитый, и другой немец, я не видела, что они делали впереди, но какая-то девочка вдруг стала плакать и кричать, а доктор топал ногами. Мне было очень страшно.
Советский доктор Синяков помогал имитировать советским военнопленным смерть, после чего они бежали из нацистского концлагеря. Он спас жизнь тысячам людей
24 сентября 2020
Георгий Фёдорович учил живых притворяться мёртвыми (задержка дыхания, обездвиженное тело и т.д.). Доктор «гримировал» их своими мазями, скрывая оставшиеся цвета жизни на изможденных лицах. К тому же мази чудовищно воняли, что закрепляло мысль: «Этот помер».
Посольство России в Латвии запустило онлайн-эстафету ко Дню освобождения Риги
24 сентября 2020
Посольство России в Латвии запустило онлайн-эстафету «Мы помним» по случаю 76-й годовщины Дня освобождения Риги от нацистов.
«Команда Арайса» — самые жестокие полицаи на на оккупированной территории СССР в годы войны
28 сентября 2020
Если раньше обреченные на смерть люди ставились небольшими группами на край рва, и стрелки по команде производили залповые выстрелы, то с начала 1942 г. жертвы, раздетые до нижнего белья, а иногда догола, должны были спуститься на трупы ранее убитых людей и встать так, чтобы их тела падали вниз ровными штабелями.
Новости партнёров