Новости

«Шелковый путь уходит»: в Польше бизнес рискует лишиться прибыли из-за кризиса на границе

Источник изображения: i.wnp.pl

Кризис на границе с Беларусью лишит Польшу прибыли от бизнеса по перевалке грузов из Китая в Европу. Об этом пишет газета Rzeczpospolita.

Затяжная эскалация напряженности на границе с Беларусью может ударить по интересам Польши, касающимся проекта «Новый шелковый путь». Эксперты, опрошенные изданием,  опасаются, что возможные проблемы с движением поездов по маршруту Китай — Европа, пересекающих границу, могут перенаправить транзит за пределы Польши.

По словам директора по развитию бизнеса логистической компании Done Deliveries, члена правления Польской ассоциации менеджеров по логистике и закупкам (PSML) Теодора Кула, долгое время китайская сторона рассматривала Беларусь как очень стабильный элемент железнодорожной цепочки поставок в Европу.

«Но теперь ситуация в корне изменилась. Поэтому частичное перенаправление грузов в другие страны уже происходит», — говорит руководитель компании.

По данным издания, Калининградская область становится всё более конкурентоспособной для Польши. Доля российского эксклава в перевалке товаров увеличилась с 3% в 2019 году до 13% в первой половине 2021 года.

В то же время Венгрия изо всех сил пытается перенаправить транзит на себя, например, за счет восстановления пограничного перехода Захонь на границе с Украиной, конкурирующего с польским Малашевиче возле Тересполя.

«Рынок не терпит вакуума, и наши соседи разрабатывают конкурентоспособные предложения по железнодорожному и морскому транспорту», — добавляет Кула.

Как отмечает издание, в настоящее время границу Беларуси и ЕС в Малашевиче пересекает большинство поездов, идущих из Китая в Западную Европу и наоборот. Здесь находится крупнейший в стране железнодорожный сухой порт, позволяющий перегружать грузы с ширококолейных поездов на платформы с европейской колеей. Но его погрузочные мощности на исходе. 

По данным PSML, доля Малашевиче в перевалке грузов снизилась с более чем 90% в 2019 году до 68% в первой половине 2021 года.

В статье указывается, что в текущем году было выделено 3 млрд злотых (более 640 млн евро) на модернизацию терминала, чтобы сделать его крупнейшим и самым современным перевалочным узлом в Европе, действующим как часть «Нового шелкового пути». Это монополизировало бы торговлю между Китаем и Европой.

«Однако в контексте нынешней кризисной ситуации с мигрантами будущее участие польско-белорусских пограничных переходов в обработке грузов с Востока остается под вопросом», — считает Кула.

Автор публикации делает вывод, что кризис на границе представляет большую проблему для Польши, потому что количество перевозок между Китаем и странами Западной Европы будет увеличиваться. За первые шесть месяцев 2021 года был зафиксирован рекордный результат — обслужено более 10 тысяч поездов, по сравнению примерно с 12 тысячами за весь 2020 год, что «иллюстрирует масштаб потенциального роста». 

Издание отмечает, что на кону большие деньги. По оценкам Центра экономики и бизнес-исследований, вклад в ВВП Польши от участия в проекте «Новый шелковый путь» может достигнуть 48 млрд долларов.

Между тем анализ Польского экономического института (PIE) показывает, что роль самой Беларуси во внешней торговле Польши относительно невелика. Полное закрытие польско-белорусской границы (автомобильные и железнодорожные переходы) для грузовых перевозок будет означать потерю 1,6 млрд евро экспортных доходов в Беларусь, исходя из данных за 2020 год, и снижение импортных расходов на 1 млрд евро.

По словам аналитика группы внешней торговли PIE Яна Стшелецки, через территорию Беларуси проходит более 4% объема торговли между Китаем и ЕС, включая электронику и запчасти для автомобилей.

«Это очень важные товары для европейских производителей, и увеличение сроков будет иметь большое значение для функционирования цепочек поставок», — говорит Стшелецки.

Автор публикации добавляет, что дополнительной проблемой может стать неэффективная польская администрация, поскольку данные Всемирного банка доказывают, что за последние несколько лет Польша не улучшила эффективность таможенных процедур и время обработки при пересечении границы.

О том, как Литва лишается китайских инвестиций в инфраструктуру, читайте в материале RuBaltic.Ru «Калининград и Польша будут зарабатывать на транзите из Китая вместо Литвы».


Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Читайте также
Самоубийство Украины: Верховная рада рассмотрит запрет на ввоз топлива из Беларуси
25 ноября
Депутат Верховной рады Украины от партии «Слуга народа» Александр Дануца предлагает ограничить импорт товаров, страной происхождения которых является Республика Беларусь. Он предлагает оставить Украину без топлива для военной техники накануне очередного «российского вторжения».
Глава МИД Литвы усомнился в желании Пекина принять его на Олимпиаде
25 ноября
Литва пока не определилась, бойкотировать ли зимние Олимпийские игры в Пекине, которые пройдут в 2022 году.
Белорусские пограничники на границе с Польшей обнаружили беженцев с переломами ног
25 ноября
Следственный комитет (СК) Беларуси проводит проверку по факту обнаружения беженцев с телесными повреждениями на границе с Польшей.
Премьер Литвы заявила о приверженности принципу «единого Китая»
25 ноября
Литва продолжает придерживаться принципа «единого Китая» и не подвергает его сомнению.
Новости партнёров