Экономика Экономика

Евросоюз указал Прибалтике на отмирание железных дорог

Источник изображения: visionfreight.co.zw

Страны Балтии стали лидерами Европейского союза по падению объема грузовых железнодорожных перевозок. Соответствующие данные приводит сам Евросоюз. Обвальное падение железнодорожного транзита Прибалтики не объяснимо общим для всех европейских стран экономическим кризисом 2020 года, вызванным пандемией коронавируса. Прибалтика в инфраструктурном отношении — часть постсоветского пространства, а не Евросоюза, и умирание железных дорог в регионе вслед за многими другими отраслями прибалтийской экономики вызвано разрывом инфраструктурных связей с Востоком.   

«В 2020 году показатели грузовых железнодорожных перевозок в ЕС упали на 6% по сравнению с 2019 годом (в тонно-километрах), при этом второй квартал 2020 года оказался наиболее пострадавшим (− 15% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года). Однако в последнем квартале 2020 года был зафиксирован небольшой рост по сравнению с тем же кварталом прошлого года (+ 6%)», — говорится в новейшем исследовании Европейской статистической службы Eurostat, посвященном влиянию пандемии COVID-19 на железнодорожные перевозки в Евросоюзе.

Eurostat делает достаточно очевидный вывод, что из-за приостановки экономики и социальных ограничений в 2020 году, железнодорожный транзит в ЕС снизился. В то же время падение грузопотока оказалось не таким сильным, как можно было ожидать.

Однако особый случай в европейской статистике — страны Прибалтики: в них падение железнодорожных перевозок оказалось по-настоящему обвальным и катастрофическим.

Прибалтийские республики стали «лидерами» ЕС по падению грузопотока, подсчитал Eurostat. «Значительное снижение наблюдалось в Латвии (− 42%), за которой следовали Эстония (− 26%), Люксембург (− 18%), Испания (− 17%) и Румыния (− 16%)».

То есть падение грузоперевозок в Эстонии в четыре раза выше среднего по ЕС. В Латвии — в семь раз. Очевидно, что это падение вызвано своими, прибалтийскими причинами, отличными от общеевропейских.

Вдобавок положение прибалтийского транзита и сейчас не соответствует тенденциям европейской и мировой экономики. В Европе восстановительный рост в железнодорожных перевозках начался уже в четвертом квартале 2020 года, тогда как в Прибалтике по сей день продолжается спад.

Например, в Латвии грузооборот железной дороги в этом году снизился на 10%, причем поток транзитных грузов, идущих на экспорт через латвийские порты, сократился почти на четверть.

«Латвийская железная дорога» ответила на эти цифры сокращением 700 человек вдобавок к ранее анонсированному увольнению полутора тысяч сотрудников. «Эстонская железная дорога» также была вынуждена сократить 8,5% персонала в ответ на снижение грузооборота до 1,7 миллиарда тонно-километров.

Фактически речь идет об умирании в Прибалтике железнодорожного транспорта — во всяком случае, в сфере грузовых перевозок. Именно эту тенденцию зафиксировал Eurostat.

О причинах умирания вполне откровенно говорят сами прибалты. Падение прошлых лет было связано с уходом из Прибалтики российских компаний, а в нынешнем году пришло время прощания с транзитом из Беларуси.

Министр сообщения Латвии Талис Линкайтс признает, что продолжение падения «Латвийской железной дороги» — первые результаты введения санкций против Беларуси: «Те санкции, которые сейчас наложены на предприятия Беларуси, скажутся в конце года на товарообороте и, соответственно, на объеме железнодорожных грузов. И это тоже обусловливает сокращения на железной дороге в белорусском направлении».

Литва — тот случай, когда исключение подтверждает правило. Согласно Eurostat, железнодорожный транзит в Литве в прошлом году сократился на 3,2% — почти вдвое меньше, чем в среднем по Евросоюзу. По падению грузопотока Литва в ЕС лишь шестнадцатая.

Однако за прошедший год многое изменилось, и теперь, пока европейская железнодорожная отрасль восстанавливает показатели, «Литовская железная дорога» потеряла 8% грузооборота по сравнению с 2020 годом и готовится к сопоставимому с латвийским обвальному падению.

Причины? Ушли белорусские нефтепродукты, Китай приостановил транзит своих товаров через Литву. С конца года, вероятно, уйдет транзит калийных удобрений из Беларуси.

То есть все дело в политике, и только в политике. Санкции, контрсанкции и в целом враждебный настрой по отношению к внешнеэкономическим партнерам на Востоке, будь то Россия, Беларусь или Китай.

Литва, Латвия и Эстония — это транзитные страны, существование в которых развитой железнодорожной инфраструктуры всегда было обусловлено перевозкой грузов с Запада на Восток и с Востока на Запад.

Разрушение отношений с Востоком и превращение себя в плацдарм Запада неминуемо означает отмирание железных дорог — именно этот процесс и развернулся сейчас в Прибалтике.

Это настолько очевидно, что под процесс отмирания пытаются подводить идеологические оправдания. Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш, например, призвал уходить от состояния страны с «транзитным мышлением» и заниматься «умной реиндустриализацией» вместо фиксации на транспортной отрасли, а министр сообщения назвал «Латвийскую железную дорогу» последним постсоветским предприятием Латвии. То есть избавление от нее — это избавление от «наследия оккупации».

Только вот незадача: ни одна страна мира, кроме разве что каких-нибудь Кокосовых островов, не может обходиться без транспорта. Более того, если в стране есть хоть какая-то экономика, то для ее функционирования не обойтись без железных дорог. Тем более когда на повестке стоит «умная реиндустриализация».

В Прибалтике это понимают и исходят из того, что в Латвии, Литве и Эстонии будут новые, современные и европейские железные дороги взамен тех, которые связывают Прибалтику с остальным постсоветским пространством. Однако ничего не выходит.

Эстония отложила электрификацию железной дороги, потому что нет денег. В Латвии и Литве замораживают проекты модернизации железнодорожного полотна. Запуск в эксплуатацию железной дороги Rail Baltica снова перенесен в туманную даль — на сей раз на 2030 год.

При таких тенденциях в Прибалтике вообще не будет железных дорог. Никаких.

На телегах будут ездить, пешком с посохом друг к другу ходить. Они же мечтали избавиться от «советской оккупации» и «вернуться в Европу». Вот и вернутся. Далеко-далеко в Европу. В XVII век.


Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Статья доступна на других языках:
Читайте также
Правительство вредителей: Латвия сдает транзит России ради приватизации портов
19 ноября
Правительство Латвии сознательно отдает России потоки транзитных грузов, которые идут через порты Риги, Вентспилса и Лиепаи. Есть предположение, что Кабинет министров Латвии целенаправленно готовит приватизацию портовой инфраструктуры, на которой наживутся спонсоры правящих партий.
«Снизит зависимость от портов Прибалтики»: названы сроки завершения строительства терминала Lugaport
19 ноября
Универсальный терминал в Усть-Луге Lugaport внесет существенный вклад в модернизацию транспортной инфраструктуры и снизит зависимость российского экспорта от портов Прибалтики. Об этом заявил глава группы компаний «Новотранс» Константин Гончаров.
Прибалтика дошла до грани транспортного кризиса
3 ноября
Параллельно с процессами деградации железных дорог страны Прибалтики могут остаться без пассажирских автоперевозок: водителей автобусов в Латвии и Литве не хватает, а те, что есть, угрожают начать забастовку. Прибалтике грозит комплексный транспортный кризис.
Литва готовится к распродаже железной дороги
20 октября
В январе-сентябре объемы грузовых железнодорожных перевозок в Литве упали на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если в декабре Литва прекратит перевалку продукции «Беларуськалия», она наверняка возьмет на вооружение еще одну «передовую» латвийскую практику — продавать с молотка железнодорожное имущество.
Новости партнёров