×
Экономика Экономика

Процесс пошел: Литву накрывает безработица из-за санкций против Беларуси

Источник изображения: blog.powerbox.com.au

«Литовская железная дорога» сообщила о падении грузопотока на 10% из-за контрсанкций Беларуси против Литвы. Перед этим в Lietuvos geležinkeliai анонсировали увольнение нескольких сотен сотрудников. Это потери только одного предприятия и только за первые дни действия санкций против белорусских калийных удобрений и ответных санкций Беларуси. Под ударом и другие крупнейшие предприятия Литвы: развязанная сейчас санкционная война с Минском вгоняет их в кризис поставок, кризис доходности и, как следствие, перспективу массовых увольнений сотрудников.

В начале февраля пресс-служба «Литовской железной дороги» объявила о намерении сократить в течение года до 300 сотрудников. Директор ЛЖД по персоналу Ирена Янкуте-Балкуне подчеркнула, что сотрудникам пообещали вернуть их рабочие места, если ситуация изменится.

Спустя несколько дней ЛЖД заявила, что ее грузопоток сократился на 10%. В месяц железная дорога перевезла на 45 грузовых составов меньше, чем раньше.

И стало ясно, что ситуация не изменится.

Санкционная война, развязанная Литвой против Беларуси, ввергает транзитную отрасль Литвы в затяжной хронический кризис, потери в котором будут исчисляться тысячами утраченных рабочих мест.

Один транзит белорусского калия давал Клайпедскому порту и «Литовской железной дороге» пятую часть грузопотока. Литва выстрелила сама себе в ногу, заблокировав этот транзит.

При этом продукция «Беларуськалия» — только часть транзитных грузов из Беларуси. В свои лучшие годы белорусский транзит составлял более трети грузооборота Клайпедского порта и железной дороги. Однако белорусские нефтепродукты ушли из Литвы еще год назад — их вывела из Клайпеды Беларусь. Теперь ушли белорусские калийные удобрения — их транзит запретило литовское правительство из соображений демократической солидарности с антибелорусскими санкциями США.

При сохранении этих тенденций из Литвы скоро уйдут и остальные белорусские грузы, и тогда счет сокращениям в Клайпеде и на «Литовской железной дороге» гарантированно пойдет на тысячи.

К тому же транзитный поток по железным дорогам Литвы обрывается не только на запад, но и на восток. Беларусь ввела встречные санкции за запрет грузов «Беларуськалия». Под запрет на провоз по территории Беларуси попали литовские нефтепродукты и удобрения.

Удар приходится в основном на два предприятия: завод химических удобрений Achema и Мажейкяйский НПЗ — ныне принадлежащий полякам Orlen Lietuva. Руководство обоих заводов сейчас говорит о переориентации транзита, рассчитывает обходные маршруты на восток и на юг через Польшу.

Но все это — хорошая мина при плохой игре.

Во-первых, транзит — консервативный бизнес, налаженные каналы поставок в нем так сразу, «по щелчку», не меняются. Во-вторых, речь идет о железнодорожном транзите. При перевозке через Польшу подвижной состав придется «переобувать» с широкой российской колеи на узкую европейскую, а при доставке, к примеру, на Украину — обратно. Это время, а время в логистике — деньги.

Возить же большие объемы грузов автомобильным транспортом нерентабельно.

В-третьих, маршрут через Беларусь был самым коротким, следовательно, самым выгодным. Обходные маршруты в любом случае будут дороже, если только Польша не даст большую скидку за транзит по своей территории (хотя с чего бы ей это делать?). Так что литовские предприятия в любом случае понесут потери.

Теперь прикинем список этих предприятий. Самый короткий. Нефтеперерабатывающий завод Orlen Lietuva, «Литовская железная дорога», Achema, Клайпедский порт…

Все это — крупнейшие работодатели и налогоплательщики Литвы, и когда они начнут массово сокращать налоговые поступления и увольнять людей, страну ждет полноценный социально-экономический кризис.

Этот кризис легко перерастет в кризис политический, потому что всем потерявшим источники средств для жизни будет очевидна причина их трудностей — внешняя политика правительства Литвы.

Аналитический портал RuBaltic.Ru много раз писал, что эта политика доведет Литву до массовых увольнений и банкротств. Так и происходит.

Ключевой вопрос теперь: сможет ли литовская власть быстро компенсировать пострадавшим литовцам их потери? История с попавшим под санкции Литвы санаторием «Беларусь» в литовском Друскининкае, когда без зарплат осталось несколько сотен литовцев, показывает, что нет.

Так что, если не удастся оперативно сбагрить всех безработных на заработки в Ирландию и быстро получить от Евросоюза помощь в нужных размерах, политическая жизнь Литвы переместится на улицы и станет очень горячей.


Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Статья доступна на других языках:
Читайте также
Батька Черномор: Лукашенко пристраивает грузы «Беларуськалия» в порты Украины
7 февраля
Поскольку Россия на данный момент испытывает дефицит специализированных терминалов для перевалки навалочных грузов, Беларуси приходится искать альтернативные транзитные маршруты. Один из них может пролегать через Украину, которая обладает мощной портовой инфраструктурой.
Удар по Литве: Лукашенко ответил на санкции против Беларуси
4 февраля
С 7 февраля Беларусь в одностороннем режиме вводит запрет на транспортировку по своей территории продуктов нефтепереработки, химических и минеральных удобрений из Литвы. Такое решение Минск принял в ответ на транзитную блокаду «Беларуськалия», которую организовали власти прибалтийской республики.
Лукашенко рассказал, как сорвался транзит удобрений «Беларуськалия» через Одессу
6 февраля
После того, как Литва запретила через свою территорию транзит удобрений белорусского производителя «Беларуськалий», Минск рассматривал возможность сотрудничества по этому вопросу с Украиной. Об этом заявил президент Беларуси Александр Лукашенко.
Лукашенко рассказал о белорусском проекте по увеличению портовых мощностей в РФ
7 февраля
Беларусь в кратчайшие сроки намерена реализовать в России проект по увеличению портовых мощностей для перевалки калия.
Новости партнёров